Не покупайте у дороги. Эксперт расскажет о том, как и где приобрести плодовые саженцы
Выпускница «Тимирязевской Академии» — Ольга много лет профессионально выращивала посадочный материал, а в последние годы сама регулярно покупает саженцы. Её ответы на 7 вопросов, с которыми к нам часто обращаются дачники.
Вопрос 1.
Мне некогда специально ехать за саженцами. Да и зачем, если осенью ими торгуют прямо на обочине шоссе, по которому я еду на дачу? Подскажите, как отличить нормальные саженцы у частника?
— Лучше вообще никогда не покупать саженцы подобным образом. Крыжовник или яблоня должны жить в саду и радовать вас не менее 20 лет. Их покупка — ответственная задача. Скажем, если человеку нужен новый холодильник, диван или компьютер, он обычно ищет их не на обочине дороги, а в специализированных магазинах.
Лично я проезжаю придорожные развалы с плодовыми саженцами, не останавливаясь, потому что не хочу зря тратить время и портить себе настроение, рассматривая привозные растения, которые наверняка погибнут на подмосковной даче через 2-3 года.
Вопрос 2.
Саженцы декоративных кустарников или роз, привезенные из-за границы, часто ведут себя после посадки совершенно нормально. Что плохого в привозном посадочном материале плодовых культур?
— В Центральной России надежнее всего выращивать сорта плодовых и ягодных, выведенные для этой местности и приспособленные к жизни здесь, а удаленные производители чаще всего предлагают свой ассортимент, перспективы которого туманны. Даже если они выращивают саженцы «наших» сортов, яблони и другие плодовые, которые провели «младенчество» в более теплых и благоприятных условиях, после посадки у нас значительно чаще заболевают смертельными болезнями коры и древесины, такова статистика. Это не значит, что каждое привозное дерево не жилец, но такая опасность для него всегда выше.
Кроме того, с посадочным материалом к нам уже завезли много неведомых раньше болезней и вредителей, с которыми очень сложно бороться. Зачем продолжать этот процесс?
Вопрос 3.
Я присмотрел три разных места, где вот уже много лет торгуют посадочным материалом. Как оценить, какое из них надежнее?
— Это сложная задача. Приходится наводить справки, собирать отзывы, расспрашивать людей, которые что-то уже покупали или были как-то связаны с этой организацией. Причем ситуация все время меняется: старые производители под уважаемыми вывесками нередко портятся. Скажем, несколько лет назад мне понадобился определенный сорт алычи, выведенный в известном учреждении с прекрасными традициями. Так как в его стенах работает не одна, а несколько разных торговых площадок с саженцами, я обратилась к автору этого сорта (который трудится в этой же организации), за советом: в каком конкретно месте я точно найду эту алычу? Ответ обескуражил: ни в каком. Селекционер предложил мне взять у него черенок и вырастить саженец самостоятельно! Впрочем, через пару лет я все-таки нашла нужный сорт в одном из питомников, так что незнакомых производителей я тоже обычно беру на заметку.
Вопрос 4.
Стоит ли приобретать саженцы в больших сетевых магазинах?
— Сетевой гипермаркет — это обычно не то место, куда я специально поеду за яблоней или грушей. Там плохие условия для содержания садовых растений: слишком сухой воздух, поливают их не так, как следовало бы. Но иногда может и повезти, особенно с кустарниками: сама удачно покупала в большом сетевом магазине малину и садовую землянику. Так что подобное приобретение — это лотерея.
Вопрос 5.
На что нужно смотреть на площадке, где торгуют саженцами?
— В таких местах я сначала оцениваю картину в целом. Скажем, если вижу, что на продажу выставляют миллион саженцев, но территория у питомника одна и размером с носовой платок, значит, их вырастили совсем в другом месте, скорее всего, на несколько сот километров южнее, а это мне уже не подходит. Если с количеством ничего не настораживает, включаю «второй фильтр»: смотрю, как работники обращаются с посадочным материалом. Если все сорта перемешаны в одну кучу или в одном массиве, либо растения с открытыми корнями лежат просто так, а не прикопаны, это плохой признак. Я сразу ухожу.
Вопрос 6.
Как правильно общаться с продавцом, чтобы он не подсунул нечто негодное?
— В нормальных местах не стоит ожидать каких-то крупных подвохов типа вручения дикой рябины вместо яблони. Надо сказать, что я никогда не стесняюсь тщательно осматривать товар со всех сторон и трогать его, попутно наблюдая за реакцией продавцов (которые наметанным глазом сразу видят профессиональные ухватки). Очень хорошо, если понявший происходящее продавец выглядит приветливо и расслабленно: скорее всего, он уверен в качестве товара. А вот растущее напряжение нередко бывает неспроста, возможны сюрпризы.
Могут быть «накрутки» по мелочам: за разветвленные однолетки часто берут цену двухлеток, иногда необоснованно приписывают категорию «элита». Иногда можно встретить вместо саженцев, выращенных с закрытой корневой системой, растения, посаженные в горшки для вида. Мне не раз приходилось указывать продавцам на такие «ошибки» (почему-то они всегда бывали не в пользу покупателя), и обычно в результате я получаю хорошие растения по адекватной цене. Неспециалистам я тоже советую покрутить саженец вокруг своей оси для досконального осмотра коры, потрогать веточки, оценивая их упругость. Если не ломать и не дергать, ничего плохого от этого с растением не случится. Также можно попросить показать вам документы на саженцы.
Вопрос 7.
Можно ли обратиться к продавцу саженцев с претензиями не на месте, а спустя время, если с растением что-то случилось?
— Мне еще ни разу не попались плодовые или ягодные саженцы с гарантией. Оно и понятно: огромное количество проблем возникает не из-за качества саженцев, а из-за ошибок садовода или неудачного стечения обстоятельств, за которые питомник отвечать не должен ни по закону, ни по совести. Поэтому рассчитывать на то, что вам сразу дадут новое растение взамен погибшего, не приходится. В моей практике был только один случай, когда продавец вернул деньги за посадочный материал через полгода. Но такого опыта никому не желаю, потому что речь шла о документально доказанном присутствии карантинного вредителя.