Вход для зарегистрированных
Регистрация | Забыли пароль?

Программы взаимодействия



Новые лица

Магомедова М.М.
г. Москва
Самарин К.
г. Москва
Котин В.В.
Ставропольский край
Фалалеева И.Н.
Волгоградская область
Носикова Т.
Ярославская область

ПОЗДРАВЛЯЕМ С РЕГИСТРАЦИЕЙ
на нашем проекте!!!
Надеемся на Ваше активное участие!!!








Гражданин и Армия
«ЖУРНАЛИСТ» Виртуальный
БИБЛИОТЕКА

Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist INSERT DELAYED INTO adv_stats ( external_id , type_id , user_agent , ip , time , request_uri, year, month, day, u_crc, user_id) VALUES ( '1282', '5', 'CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)', '107.22.46.150', '1498380774', '/materials/library/wp-id_1282/', '2017','6','25', '1337676013', '')
РЕШЕНИЕ «О реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления в Ивановской области»,

Автор / источник: Эксперт Вальков С. В. (Ивановская область)
Опубликовано: 25 ноября '10


ЗАСЕДАНИЕ № 15
КОМИССИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
ПРИ ГУБЕРНАТОРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Г. Иваново, ул. Степанова д. 14,
зал Департамента внутренней политики Ивановской области 13 ноября 2010 года, 14.30.

РЕШЕНИЕ

По вопросу № 1 повестки дня заседания:

Заслушав и обсудив информацию по вопросу «О реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления в Ивановской области», поступившие письменные предложения от прокурора и УВД Ивановской области, от членов Комиссии, доцента ИВГУ С.П. Коваля, депутата Ивоблдумы Н.Л. Ковалёвой и других, Комиссия отмечает, что ситуация с реализацией права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления является удовлетворительной, но требует определённого улучшения.
Комиссия рассматривала аналогичный вопрос на своём 5-м заседании 22 октября 2007 года. С тех пор произошло одно положительное изменение в данной сфере: некоторые суды в Ивановской области (Фрунзенский, Ленинский, и некоторые другие) улучшили условия и расширили временной график приёма посетителей, знакомства с документами, до того очень ограниченный, на что мы указывали в своём решении.
Однако продолжает действовать бессмысленная и вредная практика, существующая в судах, проявляющаяся в том, что судебные приставы, выполняющие в них, по сути роль охраны, трактуют, предоставленное им право проверять документы посетителей, как обязанность и основание для не допуска человека в суд. Они отказываются пропускать в суд людей, не предъявляющих им документы, удостоверяющие личность. То есть, например, человек, у которого украли паспорт, или лицо без гражданства, лишается права на судебную защиту, гарантированную Конституцией РФ. Таким образом, создаются затруднения в доступе к правосудию, то есть нарушается одно из важнейших конституционных прав.
Как правило, ответы на обращения граждан даются в месячный срок. Однако, бывают случаи, когда ответы не даются или даются с опозданием. Кроме того, очень много ответов, направляемых в срок, по сути, являются отписками, и не решают, поставленных заявителями вопросов. Нередко наблюдается ситуация, когда письмо заявителя направляется тому же лицу или органу, действия или бездействие которых заявитель обжалует. Кроме того, ответы на обращения граждан часто носят формальный характер: переписывается суть обращения, а ответ, например, содержит формулировку, что ваши предложения будут учтены, вместо принятия конкретных мер.
К сожалению, в законе №59-ФЗ, исчезла, существовавшая ранее норма, предусматривающая организацию приема граждан в удобное для них время и в доступном месте. На практике, сейчас, чтобы попасть на прием к должностному лицу, гражданам приходится отпрашиваться с работы, что очень неудобно, так как прием, почти во всех органах власти и местного самоуправления, в коммунальных службах и т.п. проводится в рабочее время.
Имеется немало примеров нарушения права на обращение лиц, осужденных к лишению свободы. При отбывании уголовного наказания в виде лишения свободы действует особый порядок переписки осужденных с различными контролирующими органами. В соответствии с указанным порядком направляемые обращения просмотру не подлежат и направляются адресату в течение 24 часов. Это положение порой грубо нарушается.
Кроме того, Комиссия отмечает, что законодательно остаются неурегулированными или урегулированными только на уровне постановления Правительства РФ вопросы обращения граждан в негосударственные организации, учреждения, предприятия, оказывающие услуги населению.
Так, организации, оказывающие коммунальные услуги гражданам, являются коммерческими структурами либо муниципальными предприятиями, в связи с чем, порядок рассмотрения обращений граждан, предусмотренный Федеральным законом № 59-ФЗ, на них не распространяется.
Имеются примеры, когда энергетические компании и управляющие компании отказываются получать заказные и ценные письма жителей. Также не принимают заявления, приносимые лично, или их не регистрируют, или просто на них не отвечают. Впрочем, такие же жалобы иногда поступают и на сотрудников органов внутренних дел, отказывающихся принимать заявления жителей, хотя они обязаны их принимать по закону, и УВД Ивановской области ведёт постоянную работу по выявлению и исправлению таких фактов.
Отношения между гражданами и организациями, оказывающими коммунальные услуги, в части рассмотрения обращений урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307).
В силу п. 49 Правил исполнитель коммунальных услуг обязан вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения, а также в течение 2 рабочих дней, с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии), направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении, либо об отказе в ее удовлетворении, с указанием причин отказа.
Согласно п. 77 Правил потребитель вправе требовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней), в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредоставлении.
Законодательство в сфере защиты прав потребителей находится в исключительной компетенции Российской Федерации. Реализуя данные полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которыми предусмотрена ответственность за отказ в регистрации обращения потребителя.
Несоблюдение прав граждан в данной сфере, по мнению прокуратуры области, обусловлено специфическим порядком привлечения исполнителя к ответственности.
Так, предусмотренные Правилами неустойки, штрафы и пени подлежат взысканию в судебном порядке, что для рядового гражданина, не обладающего юридическими познаниями, представляется затруднительным, равно как и определение размера данных неустоек, штрафов и пеней.
Полагаем, что повышению качества рассмотрения обращений граждан организациями, оказывающими коммунальные услуги, способствовало бы четкое урегулирование порядка и сроков рассмотрения таких обращений, а также установление административной ответственности за несоблюдение этого порядка исполнителями коммунальных услуг.
Отдельную проблему представляет собой рассмотрение жалоб от лиц недееспособных и несовершеннолетних. Их права нередко нарушаются опекунами или органами опеки, а возможности обжаловать действия опекунов они практически лишены.
В соответствии со ст. 56 Семейного Кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Кроме того, согласно ст. 56, ч.3 лица, которым стало известно об угрозе здоровью или о нарушении прав и законных интересов ребёнка обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка, а орган, получив такие сведения, обязан принять меры по защите прав и законных интересов ребёнка. На практике иногда бывает, что эта статья не выполняется или, наоборот, выполняется с перегибами. Также права ребёнка по ст. 56 обязаны защищать прокуратура и суд.
Как правило, в органы прокуратуры обращаются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросу нарушения жилищных прав.
Непосредственно в ходе прокурорских проверок за 6 месяцев 2010 выявлено 531 нарушение законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 17 незаконных правовых актов. Прокурорами принесено 17 протестов. В суд в защиту интересов детей, оставшихся без попечения родителей, направлено 69 заявлений. В связи с выявленными нарушениями внесено 103 представления, к дисциплинарной ответственности по представлениям прокурора привлечено 27 человек, к административной - 19 человек. В защиту интересов несовершеннолетних прокурорами возбуждено 2 уголовных дела.
Например, в 2006 году проводилась проверка в порядке ст. 144-145 УПК РФ по сообщению Уполномоченного по правам ребенка по факту неправомерных действий администрации ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1». По результатам проверки в возбуждении уголовного дела отказано, однако были выявлены нарушения законодательства. В связи с чем, прокуратурой области было внесено представление в адрес Департамента образования области.
На перспективу, пропаганда положений Федерального закона не должна ограничиваться только выступлениями в прессе, по радио и на телевидении. Следует исходить из того, что правоотношения граждан с властными структурами, в том числе в форме обращений, постоянны, и сопровождают человека всю его жизнь. Тем не менее, часто человек не знает, куда ему следует обратиться с тем или иным вопросом, в компетенцию какого государственного или муниципального органа входит его решение, как правильно оформить само обращение, и какие права имеет гражданин при его рассмотрении. Это говорит об отсутствии должного правового знания граждан о порядке реализации конституционного права на обращение. И эту правовую культуру надо, конечно, прививать человеку со школы, когда его начинают знакомить с государственным устройством. А, значит, необходимы соответствующие коррективы в школьных и вузовских программах.
К сожалению, сами несовершеннолетние, при нарушении их прав, не всегда знают, куда им следует обратиться по тем или иным вопросам, поэтому полагаем, что необходимо повысить уровень информативной обеспеченности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Среди важнейших задач необходимо выделить и задачу постоянного повышения правового уровня государственных и муниципальных служащих, которые призваны «исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих».
В целях обеспечения конституционных прав граждан и иных лиц Комиссия по правам человека при Губернаторе Ивановской области решила:
I. Обратиться в Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека с просьбой рассмотреть предложения Комиссии на заседании Совета;
II Обратиться к органам власти имеющим право законодательной инициативы, с предложениями, в дополнение к вышеизложенному:
1. Внести следующие дополнения и изменения в нормы основного закона по обращениям граждан РФ ФЗ№59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 г. и другие законы:
1.1. Изменить часть 2 статьи 1 Закона, предусматривающую, что действие данного закона не распространяется на обращения, подлежащие рассмотрению в порядке, установленном иными федеральными законами, указав перечень законодательных актов, регулирующих порядок рассмотрения обращений граждан в иных правовых сферах.
1.2. Изложить статью 6 Закона в редакции
«Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. Ответственность за такое преследование наступает в соответствии с административным и уголовным законодательством».
1.3. Часть 2 ст. 12 предусматривает возможность продления сроков рассмотрения обращений граждан в исключительных случаях до 2 месяцев, однако законопроект не содержит определения исключительности таких случаев. Следует дополнить данную часть записью о том, что «под исключительными случаями понимаются такие, когда рассмотрение обращения в более короткие сроки не возможно по объективным причинам».
1.4. Дополнить п.1, ст.13 словами « прием граждан проводится в удобное для граждан время, в т.ч. в вечерние часы». Часть 2 ст. 13 лишает права на личный прием гражданина, не имеющего документ, удостоверяющий личность. Между тем, по данным правозащитных объединений, в стране - не менее 5 миллионов граждан, не имеющих таких документов. Предлагается изложить данную норму в следующей редакции:
«При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность или заявление об отсутствии у него таких документов». Также внести дополнение: «Право на первоочередной личный прием в государственных органах и органах местного самоуправления имеют участники Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп и их законные представители, беременные женщины и родители, пришедшие на личный прием с детьми до 3-х лет».
1.5. В пункте 1 ст. 5 закона заявителю предоставляется право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, однако не указано, в каком случае такое истребование является необходимым. Предлагается дополнить эту норму словами: «Истребование документов и материалов является обязательным, если их отсутствие может привести к неполноте, необъективности, односторонности рассмотрения, воспрепятствовать восстановлению или защите прав, свобод и законных интересов граждан».
1.6. Статью 5 предлагается дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«Пользоваться помощью адвоката, доверенного лица, общественного
объединения».
1.7. Необходимо дополнить закон статьей следующего содержания:
«Принципы рассмотрения обращений граждан».
Обращения граждан рассматриваются на принципах:
- приоритета норм Конституции и международных договоров с участием России над нормами федеральных нормативно - правовых актов;
- направленности процесса и результатов рассмотрения обращений граждан на восстановление, защиту и обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан;
- открытости и гласности рассмотрения обращений граждан;
- ответственности органов власти и должностных лиц за нарушение прав, свобод и законных интересов граждан»
1.8. Статья 14 закона о контроле за соблюдением законодательства о рассмотрении обращений граждан носит общий, декларативный и неконкретный характер. Предлагается дополнить ее записью о том, что «руководители органа государственной власти и местного самоуправления несут личную ответственность за организацию работы по рассмотрению обращений граждан».
Дополнить ст.10, часть 1 пунктами: «6) обеспечивает права граждан на информацию о регистрации и ходе рассмотрения обращения;
7) проводит постоянный анализ и обобщение обращений граждан в целях своевременного выявления и устранения причин, которые порождают нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан».
1.9. Необходимо наделить правом на обращения в органы публичной власти, коллективные образования, в том числе организации, и дополнить ФЗ от 02.05.2006 № 59 соответствующей статьей «О порядке рассмотрения коллективных обращений», поскольку действующее федеральное законодательство регулирует порядок реализации только индивидуальных форм права на обращения, что противоречит ст. 33 Конституции РФ, закрепляющей возможность подачи коллективных обращений.
1.10. В данном федеральном законе, регулирующем отношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в целях унификации понятийного аппарата института обращений необходимо предусмотреть в качестве особых видов обращений ходатайство и петицию.
1.11. Имеется необходимость законодательного установления обязанности органов государственной власти и местного самоуправления регулярно публиковать аналитические обзоры и отчёты, содержащие:
-статистические данные по поступившим обращениям (общее количество обращений, число обращений каждого вида, количество повторных и коллективных обращений);
-конкретные предложения, рекомендации, меры, принятые к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав граждан, вызывающих поступление повторных заявлений и жалоб, а также результаты предыдущих мер и решений;
-факты нарушения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. 1.12. Большинство готовящихся террористических актов в нашей стране, да и в мире в целом, было предупреждено с помощью анонимных устных обращений граждан в правоохранительные органы. Поэтому, предлагаем ввести в закон как отдельный вид обращений сообщения о преступлениях (сигнальные обращения) и для них разрешить анонимность.
Кроме того, заявления недееспособных или ограниченно дееспособных лиц о нарушении их прав или о готовящихся или совершённых преступлениях также должны проверяться компетентными органами в полном объеме. Стоило бы проработать этот вопрос в соответствующих законах, и ввести градации степеней недееспособности. У нас пока эта сфера очень широка.
Для реализации предложения 1.2.:
2. Дополнить Уголовный кодекс РФ:
-статьей «Преследование за критику или подачу обращения в органы государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, в негосударственные организации, межгосударственные органы, если такое преследование причинило существенный вред (ущерб)».
-статьей «Воспрепятствование осуществлению права граждан на обращения в органы власти и местного самоуправления, и работе таких органов по рассмотрению обращений граждан»
3. Дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях:
-статьей «Преследование за критику или подачу обращения в органы государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, в негосударственные организации, межгосударственные органы, если такое преследование не причинило существенного вреда (ущерба)»;
-статьей «Направление заявления гражданина в орган или должностному лицу, на действие (бездействие) которого гражданин жалуется».
-статьей «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами»
4. Предложение публиковать в средствах массовой информации ответы должностных лиц на обращения, направленные в орган государственной власти или орган местного самоуправления определённым количеством лиц по одному и тому же вопросу, который имеет ярко выраженный публичный интерес или характеризуется общественной значимостью.
5. Имеется необходимость введения нового вида дисциплинарного правонарушения «Нарушение установленного порядка работы с обращениями граждан, выразившегося в несоблюдении правил учета и хранения данных обращений», предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
6. Необходимо закрепить развернутые и конкретные правила проверки обращений, а в ведомственных нормативных актах их конкретизировать и установить в каждом органе процедуру проверки обращений граждан с выходом на место.
7. Следует разработать и закрепить процедуру осуществления контроля за исполнением выносимого по заявлению (жалобе) решения.
8. Представляется, что применительно к субъектам Российской Федерации, к гарантиям, обеспечивающим активное участие населения в процессе принятия решения государственным органом и органом местного самоуправления, общественный контроль за их исполнением, можно отнести следующие социальные элементы:
- широкие по формату встречи и диалоги с населением;
- общественные слушания, в том числе бюджетные слушания;
- общественные экспертизы;
- совместные рабочие и экспертно-аналитические группы;
- регулярно действующие "круглые столы", общественные Советы.
9. Помимо дисциплинарной, административной ответственности, представляется возможным установление гражданско-правовой ответственности для органов государственной власти, рассматривавших обращение. Так, в случае, если несвоевременное рассмотрение обращения или незаконный отказ в его рассмотрении повлекли материальный ущерб или моральный вред заявителю, то, несомненно, он имеет право обратиться в суд с иском к соответствующему органу, и это право необходимо отдельно закрепить в законе (Возможно, даже включить эту норму в Гражданский кодекс РФ).
10. Для того, чтобы возможно было одновременно учитывать все обращения, поступающие в различные федеральные органы исполнительной и законодательной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, следует разработать и ввести единый тематический классификатор обращений, а в будущем - создать единую Федеральную базу данных по обращениям граждан (программное обеспечение для неё уже есть), в которой регистрировались бы все обращения, поступившие в федеральные органы исполнительной власти. В дальнейшем к этой базе могли бы подключиться региональные и местные органы, что намного облегчило бы контроль за рассмотрением обращений и сделало бы возможным отслеживать прохождение всех (а не только контрольных) обращений, и сразу решило бы проблему “дублирования”, когда идентичные обращения направляются гражданином в несколько органов, и рассматриваются там параллельно.
11. Необходимо чётко отграничить обращения от иных посланий - поздравлений, благодарностей и т.п. и закрепить это законодательно, дабы устранить все сомнения и двусмысленности в будущем.
12. Необходимо подготовить проект Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в негосударственных организациях и учреждениях на территории Российской Федерации».

III. Рекомендовать Правительству Ивановской области и Ивановской областной Думе:
1. Рассмотреть на заседании Правительства Ивановской области вопрос «О состоянии работы с обращениями граждан на территории Ивановской области».
2. Разработать и принять областной закон «О порядке рассмотрения обращений и приеме граждан в Ивановской области», расширяющий правовую защищенность граждан в этой сфере.
IV. Рекомендовать Правительству Ивановской области и Ивановской областной Думе, а также главам муниципальных образований:
1. Организовать семинары-совещания в муниципальных образованиях, а также с главами сельских поселений по особенностям и порядку реализации Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
2. Предусмотреть проведение разъяснительной работы среди населения по основным положениям Федерального закона, в том числе с использованием официальных сайтов органов государственной власти, а также во время проведения выездных приемов и сходов граждан, телефонных "прямых" и "горячих" линий, "круглых столов".
3. Проводить периодически анонимное анкетирование воспитанников государственных, муниципальных, негосударственных и частных образовательных и воспитательных учреждений на предмет выявления фактов насилия над ними.
4. Нормативно закрепить деятельность межведомственных групп по оказанию адресной социальной помощи детям, находящимся в социально-опасном положении.
5. Проводить работу по выполнению рекомендаций от 28.06.2007г Всероссийской практической конференции о реализации Федерального закона №59-ФЗ, полученных из Администрации президента РФ (вх.№5720-1-27, от 16.08.2007).


Председатель Комиссии С.В. Вальков




Вернуться к списку материалов




- Сообщений пока нет -

зарегистрированно участников:
всего: 2852 | инициатив: 99 | экспертов: 340 | онлайн: Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist INSERT DELAYED INTO adv_stats ( external_id , type_id , user_agent , ip , time , request_uri, year, month, day, u_crc, user_id) VALUES ( '2485954281', '7', 'CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)', '107.22.46.150', '1498380774', '/materials/library/wp-id_1282/', '2017','6','25', '1337676013', '')Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist SELECT * FROM adv_stats WHERE type_id='7' AND time>=1498380654 and user_id=0 group by u_crc0
Разработка сайта, поддержка
"Московская Интернет Компания"
Карта сайта Написать письмо На главную