Вход для зарегистрированных
Регистрация | Забыли пароль?

Программы взаимодействия



Новые лица

Магомедова М.М.
г. Москва
Самарин К.
г. Москва
Котин В.В.
Ставропольский край
Фалалеева И.Н.
Волгоградская область
Носикова Т.
Ярославская область

ПОЗДРАВЛЯЕМ С РЕГИСТРАЦИЕЙ
на нашем проекте!!!
Надеемся на Ваше активное участие!!!








Гражданин и Армия
«ЖУРНАЛИСТ» Виртуальный
ЭКСПЕРТИЗА ФРИП
Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist INSERT DELAYED INTO adv_stats ( external_id , type_id , user_agent , ip , time , request_uri, year, month, day, u_crc, user_id) VALUES ( '492', '5', 'CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)', '54.81.185.16', '1492955819', '/materials/frip/wp-id_492/', '2017','4','23', '1313555667', '')
МЕТОДИКИ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ.

Автор / источник: Эксперт Пантелеев Б. Н. (г. Москва)
Опубликовано: 12 декабря '08


Пантелеев Б.Н.
Директор Агентства правовой информации «Человек и Закон»,
кандидат юридических наук, советник юстиции

Тезисы выступления на семинаре ФРИП

Тема нашего семинара представляется очень актуальной, а время его проведения позволяет ещё использовать, может быть, последнюю возможность достойно встретить надвигающиеся катаклизмы. Сегодня в период активной фазы развития мирового финансового и экономического кризиса в нашей стране вновь стало актуальным обсуждение и даже переосмысление принципиальных вопросов об отраслевых стандартах делового взаимодействия участников медиа рынка. Более того, в связи с кардинальным изменением внешней обстановки необходимо заново тщательно рассмотреть каждое из принципиальных условий успешной жизнедеятельности отечественных журналистов и других многочисленных работников информационной сферы.
Во-первых, следует признать, что кризисные явления напрямую касаются современных средств массовой информации, поскольку сегодня это уже не только некие вторичные надстроечные идеологически абстрактные явления духовной жизни общества. В России реально сформировалась и несколько лет функционирует многомиллиардная в долларах и многотысячная по числу занятых в ней людей самых различных профессий медиа индустрия, включающая, помимо собственно журналистов, ещё и издателей, полиграфистов, менеджеров-распространителей, рекламщиков, сотрудников пресс-служб, специалистов интернета, папарацци и стрингеров. Эта базисная сфера деятельности сама чутко реагирует на все экономические проблемы, при этом активно и непосредственно влияет на душевное состояние и умы граждан, и поэтому должна как можно быстрее выработать свои эффективные алгоритмы выхода из всеобщего кризиса.
При оценке того, какие именно отраслевые стандарты наиболее существенно влияют на основные конкурентные качества современной медиа индустрии, традиционно первостепенное значение придаётся техническим стандартам, материальной базе, инновационным технологиям, совершенствованию логистики, оптимизации многоступенчатой структуры доведения рекламного или информационного продукта до конечного потребителя. К сожалению, в последнюю очередь даже аналитики вспоминают в этой связи о правовых стандартах и, тем более, о специфических этических кодексах. При безусловной всей важности материальных факторов мы убеждены, что именно недооценка этой нормативной стороны повседневного статуса масс-медиа приводит к устойчивой стагнации и реально препятствует профессионалам сферы СМИ выполнять столь характерные для них лидирующие функции в реформирующемся обществе.
Многолетний мониторинг состояния отечественных СМИ, рекламной сферы, независимых центров анализа и распространения социально-политической информации, ведомственных пресс-служб и других игроков медиа индустрии убедительно доказывает, что даже в «тучные» с финансовой точки зрения годы явные просчёты в правовой сфере и всеобщая недооценка этических стандартов были губительны. Недостаточное внимание к этой составляющей уставного фонда любой медиа структуры неизбежно приводило к потере лидерства, подлинного общественного интереса, индивидуального лица, что выливалось не только в «споры хозяйствующих субъектов», реорганизацию и ликвидацию юридических лиц. Самое главное заключается в том, что массовое игнорирование или недооценка со стороны руководителей, топ-менеджеров регламентирующих этических и правовых стандартов, привело к взаимно уничтожающим информационным войнам, массовому чёрному пиару и тотальному падению авторитета профессии журналиста. Сегодня практически все работники СМИ в нашей стране более не считаются влиятельными моральными авторитетами, а рассматриваются только в качестве сотрудников сферы услуг и развлечений. Некоторым этот новый статус даже нравился, поскольку ничего другого они не знали, а этот вид деятельности приносил очень неплохие доходы. Но теперь в «тощие» годы системного кризиса и существенного падения официальных и теневых рекламных бюджетов есть небезосновательная надежда на массовое переосмысление истинного предназначения журналистики как особой профессии.
Рассуждая публично на протяжении последних десяти лет о правовых и нравственных стандартах, многие политики, общественные деятели и даже руководители СМИ постоянно предлагают разработать некие новые более совершенные законопроекты и этические кодексы применительно к различным сферам медиа индустрии. Убежден, что это абсолютно неконструктивный путь, попытка заболтать перезревшие проблемы и уйти от их реального разрешения. Трудно ныне найти грамотного человека, тем более серьёзного политика и профессионала, который бы не знал о наличии уже действующего профильного законодательства, а также многочисленных Хартий, Кодексов этики, Корпоративных стандартов и Уставов всевозможных гильдий, ведомственных профсоюзов, конфликтных комиссий и экспертных бюро. По большому счёту, все главные заповеди изложены в канонах любой религии и сложности, как всегда, возникают лишь в наличии или отсутствии воли и в желании бесконечной интерпретации, а также в сложном личном отношении к этим установлениям. Вся суть проблемы и настоящая трагедия заключаются в том, что тотальный отечественный правовой нигилизм не позволяет всерьёз относиться к этим важнейшим атрибутам всякого профессионального сообщества. Тем более, у нас не принято настойчиво требовать последовательной скрупулезной реализации на практике всего ранее официально принятого и неоднократно торжественно провозглашённого как самыми очевидными отраслевыми стандартами и вечными профессиональными ценностями.
Во-вторых, рассуждая о проблемах и стандартах делового взаимодействия участников рынка СМИ в период разрастающегося кризиса, следует признать, что само понятие «делового взаимодействия» сегодня всё более становится явным эвфемизмом, маскирующим, по сути, остроконфликтную конкуренцию за перераспределение резко сократившихся источников финансирования и не менее упавшего развращённого зрительского и читательского внимания. Согласитесь, что очевидно проиграет тот наивный человек, который не понимает, что правила добрососедского джентльменского партнёрства существенно отличаются от «войны всех против всех» ради элементарного выживания. К счастью, таких простодушных игроков и «рыцарей печального образа» на нашем медиа рынке фактически давно уже нет.
В-третьих, совершенно логично будет задаться следующим вопросом. А кто же сегодня является активно действующими и наиболее влиятельными игроками на медиа рынке? Насколько эти игроки профессиональны и вообще уместны в этой деликатной сфере жизнедеятельности? И после элементарной инвентаризации, изучения регионального и столичного опыта выясняется, что наряду с безусловными профессионалами-творцами, реквизиторами и технарями, самую заметную роль практически повсеместно играют городничий и городовой, судья и стряпчий, а также их многочисленные родственники и домочадцы. Насколько уместно их лидерство в планировании медиа проектов и почему именно их вкусовые пристрастия определяют содержание многих репертуарных планов, сеток телевещания и рекламных баннеров? Как такая гиперактивность в информационной сфере сочетается с ведомственными регламентами и служебными обязанностями чиновников? Статус «публичной фигуры» предполагает, конечно, повышенный общественный интерес к основной служебной деятельности VIPа. Но вряд ли это включает в себя право заказывать и контролировать тему общественной дискуссии и продавливать удобный формат присутствия в медиа-пространстве.
В-четвёртых, необходимо не просто продекларировать лидирующую роль СМИ в информационном обществе, но и реально проявить эти борцовские качества для управления кризисом. Уверенно можно заявить, что хотя наступивший экономический кризис в любом случае должен был произойти закономерно, но этот кризис управляемый, и нужно обязательно самим научиться управлять происходящими процессами. В связи с этим крайне актуальны методики минимизации неблагоприятных последствий для СМИ от экономических и юридических конфликтов. Конкретно это выражается в срочных усилиях по преодолению двух опаснейших пороков, способных до предела осложнить жизнь даже самым процветающим до сих пор СМИ. Речь идёт о «серых» конвертных зарплатах и массовом плагиате. Несмотря на горький опыт коллег из уже ликвидированных изданий и разорившихся компаний, российские работники масс-медиа до сих пор не пришли к осознанию личной выгодности для них подробных долгосрочных трудовых контрактов. Также они до сих пор не удосужились изучить вступившую в законную силу 4 часть Гражданского Кодекса Российской Федерации. А по этим изменившимся правилам о защите интеллектуальной собственности, авторских и иных смежных прав сегодня можно предъявить совершенно убийственные претензии практически любому СМИ, особенно региональному. Нельзя дожидаться судебных процессов и создания соответствующих прецедентов, которые сделают всякую творческую деятельность в сфере СМИ крайне неблагоприятной для большинства субъектов. Необходимы срочные профилактические разъяснительные и организационно-правовые мероприятия для реального обеспечения гарантий стабильности в российской медиа среде.




Вернуться к списку материалов



Поступившие сообщения
, Нижегородская область (15 Декабря 2008 в 11:02:01)

Интересно прочитать о том, как СМИ предлагается использовать для преодоления современного кризиса на основе правовых механизмов. На это выскажу следующие соображения:
1. Право никогда не может разрешить те противоречия, которые имеют экономическую природу. Тем более, что речь идет о роли права в области СМИ.
2. Если бы все правовые законы, которые существуют в РФ начали действовать, то это привело бы общество не просто к кризису, а ввело бы его в пикирующее состояние. Наша экономика только и существует за счет того, что она неправовая по своей природе. Все, что говорится о коррупции - это его родимое пятно, избавившись от которого, общество придет к катастрофе.
3. Все речи о современном финансовом кризисе, который, якобы, инициирован США, на самом деле есть кризис нашей экономики, который начался давно и сейчас только переживает его новую стадию. О том, как этой стадии обострения кризиса избежать, говорилось много и давно, но кто тогда кого слушал, когда над страной шел обильный нефтевалютный дождь.
4. Хорошо, что деяители СМИ начинают задумываться о социально важных задачах, которые призваны решать эта сфера общества. Но таких весьма мало, по моим наблюдениям, и они не делают погоды. СМИ уже прошли ту критическую точку, после которой невозможен возврат назад. Должно пройти немало лет, и лет трудных, жертвенных, чтобы выросло новое поколение журналистов, для которых судьба страны не была бы пустым местом, если о новой роли СМИ говорить серьезно. А если нет, то рекламировать, зарабатывая и раздражая, информировать, забавляя и пугая, показывать, гордясь успехами власти и не замечая острых социальных проблем, - вот задачи современных СМИ, решение которых и буднет продолжаться до скончания века.
Александр Селезнев, г. Санкт-Петербург (15 Декабря 2008 в 11:56:52)

Очень правильный материал. Но ведь СМИ как отрасль отражает все пороки произошедшие в других (производствееных) отраслях. Подстегивание потребительского спроса и разрушение различными способами собственных производств привело к переразвитию на только "магазинов ненужных вещей", но и индустрии "глянцевых в широком смысле СМИ". И созданию только "сборочных производств" со всеми вытекающими последствиями. И профессионал-автор стал исполнителем-перелицовщиком или сборщиком... либо ушел. А молодежи, даже талантливой в отрасли, борящейся в кризисе за бюджетные средства, реализоваться практически негде. Поэтому стабильности-то будет хватать, а вот развития нет...

зарегистрированно участников:
всего: 2852 | инициатив: 99 | экспертов: 340 | онлайн: Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist INSERT DELAYED INTO adv_stats ( external_id , type_id , user_agent , ip , time , request_uri, year, month, day, u_crc, user_id) VALUES ( '2078530', '7', 'CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)', '54.81.185.16', '1492955819', '/materials/frip/wp-id_492/', '2017','4','23', '1313555667', '')Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist SELECT * FROM adv_stats WHERE type_id='7' AND time>=1492955699 and user_id=0 group by u_crc0
Разработка сайта, поддержка
"Московская Интернет Компания"
Карта сайта Написать письмо На главную