Вход для зарегистрированных
Регистрация | Забыли пароль?

Программы взаимодействия



Новые лица

Магомедова М.М.
г. Москва
Самарин К.
г. Москва
Котин В.В.
Ставропольский край
Фалалеева И.Н.
Волгоградская область
Носикова Т.
Ярославская область

ПОЗДРАВЛЯЕМ С РЕГИСТРАЦИЕЙ
на нашем проекте!!!
Надеемся на Ваше активное участие!!!








Гражданин и Армия
«ЖУРНАЛИСТ» Виртуальный
ЭКСПЕРТИЗА ФРИП
Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist INSERT DELAYED INTO adv_stats ( external_id , type_id , user_agent , ip , time , request_uri, year, month, day, u_crc, user_id) VALUES ( '429', '5', 'CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)', '107.22.63.172', '1498181822', '/materials/frip/wp-id_429/', '2017','6','23', '380337464', '')
Собираем материалы для сборника «Местные СМИ России: Эффективные инструменты противодействия коррупции»

Автор / источник: Эксперт КАСЮТИН В. Л. (г. Москва)
Опубликовано: 11 ноября '08


Фонд Развития Информационной Политики при содействии проекта «Эксперты для гражданского общества» готовит к изданию свод аналитических и методических материалов.
Одной из ключевых тем станет следующая:
«Местные СМИ России: Эффективные инструменты противодействия коррупции»

Будем рады получить от Вас на этот раз не общие размышления, а конкретные известные Вам примеры противостояния Российских СМИ и «Коррупции». Это могут быть как неопубликованные материалы, так и ссылки на уже известные факты. Особо нас интересует: как СМИ борются с коррупцией внутри редакций, как отстаивают общественные интересы, как побеждают или ломаются под натиском «Коррупции».
Свои материалы и ссылки Вы можете опубликовать в этом разделе, в виде комментариев или выслать на адрес grekov@4cs.ru




Вернуться к списку материалов



Поступившие сообщения
Сергей Тюменцев, г. Москва (11 Ноября 2008 в 17:04:07)

Конкретный пример, когда СМИ оказываются услышаны - инициатива "Гражданский контроль". Не только мониторинг региональных СМИ по фактам коррупции, но и - как результат - конкретные запросы депутатов Госдумы.

Сайт инициативы - www.gkontrol.ru/?ml=about

Уже
прогресс!

Владимир, вы случайно не знакомы с этими товарищами? Жажду с ними познакомиться.
Алексей Николаевич Дуленков, Московская область (12 Ноября 2008 в 11:23:33)

БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА В МАЛЕНЬКОМ ГОРОДЕ

Подмосковный город Голицыно получил широкую известность осенью прошлого года. Ситуация, в которой оказался город – стандартная для многих малых городов. Глава района решил, что незачем с 1 января 2009 года делиться полномочиями с поселениями. Аргументация у Одинцовского Главы – тоже далеко не оригинальна: мол, лучше быть населению под его мудрым и всевидящим оком, чем самим жителям управлять городом. Даешь, короче, районную вертикаль власти!
Федеральный закон № 131 предусматривает передачу основных полномочий с уровня районов на уровень поселений. Суть муниципальной реформы – приближение власти к народу и понижение коррупциогенности принимаемых на местном уровне решений. Большинство российских регионов уже реализовали положения этого закона, не дожидаясь крайнего срока – 1 января 2009 г.. В Московской же области чиновники решили тянуть до последнего, надеясь как-нибудь обойти положения закона.
В Одинцовском районе властям очень хотелось ничего не менять после 01.01.2009, поэтому был придуман обходной маневр: превратить муниципальный район с 6 городскими и 10 сельскими поселениями в городской округ. Для проведения подобной аферы требовалось преобразовать все городские поселения в сельские (по закону в составе городского округа может находиться лишь один город).
Чиновники хором стали повторять горожанам: «Самостоятельный бюджет посадит Голицыно на голодный поек! По миру пойдете!». Замечу, однако, что речь идет о самом богатом районе в Российской Федерации, чей годовой бюджет составляет свыше 6 миллиардов рублей – не каждый субъект Федерации таким может похвастаться. Вот в Тамбовской и других областях поселения живут уже давно со своим бюджетом, а Подмосковье – это ж какая дыра, однако! Прям-таки Долина Нищих. Денег точно не хватит. Да и самой дорогой землей в государстве (Рублевка и окрестности), разумеется, поселения Одинцовского района не смогут правильно распорядиться. Того и гляди: будут продавать гласно и открыто, на аукционе, а не быстренько и тихонько «нужным людям», как это происходит порой сейчас.
Аналогичные ситуации, когда чиновники пытаются найти лазейки, чтобы не передавать на уровень поселений полномочия, происходят сплошь и рядом. Только в Подмосковье поселения отменены в Домодедовском и Балашихинском районах. Эти районы стали городскими округами, где местное самоуправление, предусмотренное Федеральным Законом ФЗ-131, фактически ликвидировано. Город Сходня прекратил свое существование, когда его проглотили Химки. Процессы по свертыванию самоуправления идут сейчас в Иркутской, Калиниградской, Белгородской и других областях.
Ничего оригинального в идее Главы Одинцовского района А.Г.Гладышева, в общем-то, не было. Просто превратить муниципальный район в городской округ. Тогда никаких поселений, никаких Советов на уровне городов и сел – все решалось бы привычно, тихо и единолично – в райцентре. Конечно, сложно себе представить, что в таком случае городской округ Одинцово будет по площади больше города Москвы. Но в Домодедово подобному преобразованию не помешало даже решение Верховного Суда, признавшего незаконным такую конструкцию. Так что все путем!
История обычная. Вот только завершилась она нестандартно: жители в этой борьбе победили. Ликвидация поселений (и города Голицыно, в частности) намечалась чиновниками на 2 декабря прошлого года, потом на 2 марта, затем на 25 мая этого года. Не вышло. Теперь поселения готовятся к принятию полномочий. А чиновники недоумевают: что это было, почему не вышло по-ихнему? Что за аномалия?

ГОЛИЦЫНСКАЯ АНОМАЛИЯ

Все началось в 2005 году. В отличие от окрестных сельских поселений, в городе Голицыно 6 из 15 депутатов городского Совета были избраны, преодолев административный ресурс. Это вообще общероссийская тенденция: в городах охотнее голосуют за оппозицию, чем на селе. Чем выше уровень образования и экономической самостоятельности, тем слабее результаты голосования за чиновников.
Когда на областных выборах Голицыно дало невысокие (хотя и далеко не самые слабые в регионе) показатели за «Единую Россию», Глава района вызвал Председателя городского Совета Виктора Полякова и устроил ему разнос: «Это как вы работаете! Вот, посмотрите, - в соседнем колхозе как надо проголосовало 80%, а в Голицыно – в два раза меньше!». На что Председатель Совета, агитировавший по должности за «едросов», лишь развел руками: «А что я могу поделать? У НАС ЛЮДИ-ТО ГРАМОТНЫЕ!».
Значительную часть жителей города составляют офицеры, преподаватели Голицынского Пограничного Института ФСБ РФ, на которых местная власть влияния не имеет. Также много голицынцев работает в Москве. Всего 40 минут на электричке от станции Голицыно – и за окном белокаменная. Административный ресурс бессилен требовать подчинения от людей, работающих в другом субъекте Федерации. Повлиять на выбор людей, интеллектуально и материально не зависящих от местных властей, крайне тяжело. Вот и городской Совет избран был ершистый, независимый, со своим мнением.
Первый шок у районных властей был после допуска журналистов на заседания голицынского Совета. Причем, при горсовете аккредитованы были корреспонденты не какой-нибудь, а самой оппозиционной в районе газеты «Открытый доступ». Все местные парламенты Одинцовского района, включая районный Совет, проводят свои заседания закрытыми от независимых СМИ. И только голицынский Совет решил открыться перед общественностью. Впрочем, тут можно говорить скорее об аномалии Одинцовских властей, запрещающих присутствие на заседаниях представителей газеты, аккредитованной при Государственной Думе и Совете Федерации (об этом в июне 2007 г. уже писала «Новая газета» в статье «Секретные депутаты»).
Автору этих строк удалось побывать на семинаре Московской Школы Политических Исследований в Стокгольме. Что удивило: в Городской ратуше Стокгольма зал заседаний депутатов оборудован специальной галеркой для жителей. Любой желающий с улицы может прийти и послушать дебаты народных избранников. Ну хоть бы полицейского, что ли, поставили для приличия на входе! Приходи, слушай – полная открытость городского парламента. А в городе Сёдертале, где производятся шведские грузовики «Скания», для местной администрации строится здание с огромными окнами, от потолка до пола. Учитывая нелюбовь шведов к шторам, любой прохожий сможет увидеть со стороны, чем занимаются чиновники на своем рабочем месте. Но, боюсь, шведская модель самоуправления не приживется в России: слишком мало у нас шведов.
Нам, в отличие от нейтральной и бедной на ресурсы Швеции есть что скрывать на федеральном уровне: ядерное оружие, огромная армия, природные богатства. Но зачем устраивать конспиративные посиделки из обсуждения городских вопросов? От кого и что скрывать? Решаем-то вопросы городского значения: коммунальное хозяйство, благоустройство дворов, работа администрации.
Второй шок получили власти весной прошлого года. Еще бы: депутаты посягнули на святая святых – материальное благополучие Главы города Андрея Шевченко, отказавшись утвердить ему ежемесячную 100% премию по результатам работы. Подавляющее большинство депутатов решило, что работали чиновники удовлетворительно, поэтому премию выдавать не за что. До сих пор Голицыно остается единственным населенным пунктом в Одинцовском районе, где своего Главу местный Совет наказал рублем.
Вот такая аномалия голицынская получилась. И это в районе, где все решения привычно принимаются за закрытыми дверями при единодушном «одобрямсе».

КАК ГОРОД НЕ ЗАХОТЕЛ СТАНОВИТЬСЯ ДЕРЕВНЕЙ

В первых числах октября 2007 года все депутаты голицынского Совета получили телефонограммы: «Явиться на внеочередное заседание Совета депутатов по вопросу о преобразовании города Голицыно в сельский населенный пункт. Явка строго обязательна: на заседании будет лично присутствовать Глава Одинцовского района Александр Гладышев». Документы будут выданы непосредственно перед заседанием. Решение надо принять в экстренном порядке, чтобы назначить референдум о преобразовании города в село на 2 декабря, одновременно с выборами в Государственную Думу.
Однако депутаты засомневались: что стоит за спешкой и кому это надо? Жителям города – не надо точно. Понижение статуса подразумевает иное финансирование объектов соцкультбыта, чем у города. И к тому же: почти двадцать тысяч человек вынуждены будут ставить в паспорта новые штампы, если Голицыно станет сельским населенным пунктом.
В комитете по местному самоуправлению ГосДумы эксперты подтвердили: затея понизить статус города до села незаконна, как незаконно и само преобразование муниципального района в городской округ.
Вот что удивительно: районные чиновники пытаются обойти закон, принятый парламентским большинством и подписанный Президентом. Критикуя Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», они выражают недоверие Президенту, который этот закон одобрил, а также всему составу ГосДумы. Куда там «оранжевым революционерам» до Одинцовских властей! Если кто и подрывает авторитет федеральных органов власти, то инициатива Главы самого богатого района страны это делает эффективнее всех «маршей несогласных», вместе взятых. Того и гляди, Каспаров с Лимоновым без работы останутся.
Половина депутатов города Голицыно приняла решение бороться за то, чтобы федеральное законодательство выполнялось на местном уровне. Чтобы город Голицыно (с 17-ти этажными домами-то!) не был понижен до статуса деревни. Чтобы впервые с 1993 года появилась возможность наконец-то начать решение накопившихся в городе проблем. Депутаты решили не принимать незаконное решение и не являться на внеочередные заседания, лишив их таким образом кворума. Наступление на местное самоуправление где-то должно было захлебнуться. И оно было остановлено именно в Голицыно.

ОХОТА НА ДЕПУТАТОВ

Глава Одинцовского района Александр Гладышев – один из «старожилов» на посту руководителя района в Подмосковье. Заняв руководящую должность еще в 1990 году, он смог пережить горбачевскую, ельцинскую, а теперь и путинскую эпохи. Справедливости ради, надо отметить его бескомпромиссную позицию, когда в августе 1991-го открыто выступил против ГКЧП. И даже лидер подмосковного СПС Борис Надеждин еще три года назад мне сказал: «Вам повезло в Одинцовском районе с Главой, я знаю его как человека искренних демократических убеждений».
Сложно сказать, что случилось с убеждениями: то ли многолетнее подобострастие окружения испортило человека, то ли страх расставания с огромными полномочиями перевесил. Во всяком случае, Глава района приехал лично на заседание голицынского Совета Депутатов (впервые за все годы существования Совета!), дабы проконтролировать процесс принятия решения. Все остальные Советы городских поселений в районе сделали себе добровольное харакири без сучка и задоринки.
А вот в Голицыно – опять аномалия. Сам Глава района приехал в администрацию, но зал заседаний Совета депутатов полупустой. Пришли депутаты из числа сотрудников муниципальных учреждений, пришли подконтрольные бизнесмены, но кворума для принятия решений нет. Зато в почтовых ящиках голицынцев уже лежал спецвыпуск газеты «Одинцовский Курьер», посвященный наступлению чиновников на местное самоуправление. Город забурлил.
Районный Глава был взбешен сопротивлением маленького города, посмевшего заявить претензии на свои законные права. Тем не менее, в течение следующей недели несогласным Голицынским депутатам были предоставлены неопровержимые аргументы административного ресурса. Заместитель Главы администрации Сергей Камолов мне в личной беседе заявил: «На тебя, Дуленков, возбуждается уголовное дело и тебя посадят, если будешь и дальше упорствовать».
Сначала в редакцию газеты «Одинцовский Курьер» пришли сотрудники милиции. Началась проверка финансовых документов, призванная убедить автора этих строк в своей неправоте. Не стоит и говорить, что редакция была вынуждена покинуть офис в течение трех дней и следующий номер «Курьера» верстался уже на квартире одного из журналистов. Не остались без внимания и рекламодатели: видимо, УБЭП заподозрил крупномасштабную аферу при издании газеты, едва сводившей концы с концами. К рекламодателям явились проверяющие из милиции. Намекали ли они, что не стоит давать больше рекламу в независимую газету, утверждать не берусь. Расследование, проводимое сотрудниками УБЭП, продолжалось почти полгода. Единственным осязаемым результатом бурной деятельности правоохранительных органов явилось прекращение выпуска «Одинцовского Курьера». Нарушений так и не было выявлено.
Символично: 30 октября 2007 г., в День памяти жертв политических репрессий, Президент России Владимир Путин возлагал цветы к мемориалу жертвам сталинских репрессий в Подмосковье. В этот же день в этой же Московской области прекратила выход газета «Одинцовский Курьер», не выдержавшая репрессий в начале XXI века.
Другая группа сотрудников УБЭП приступила к выемке документов на предприятии, где ранее работал Председатель голицынского Совета Виктор Поляков. Предприятие также было парализовано проверками, а сотрудники написали заявления об уходе. Компромат на главу городского парламента найти так и не удалось, уголовное дело развалилось в самом начале. Тем не менее, предприятие прекратило свое существование, а имущество перешло в другие, более лояльные, руки.
Дальше – детектив. Несогласные депутаты вынуждены были «уйти в подполье». На их поиски были брошены лучшие силы местной милиции. УВД изучало все возможные варианты, где можно найти народных избранников, чтобы убедить их явиться на Совет депутатов. По адресам всех шести депутатов направились милиционеры. Если на вызовы жителей города дежурный Голицынского отделения милиции порой отвечает: «Выехать на соседнюю улицу не можем, потому что машин нет, сотрудников нет, бензина нет», то для того, чтобы поехать к моим родственникам в Калугу (350 км в оба конца!) внезапно появились и свободные сотрудники, и машина, и бензин. Чудеса, да и только! Наша милиция способна на подвиги, если ее сильно попросить.
Однако, эффект от такой войны с депутатами был обратным: обо всех репрессиях маленький город узнавал в тот же день через «сарафанное радио» и листовки депутатов. Жители возмущались и негодовали. На встречах на предприятиях чиновников не слушали и освистывали. А своих депутатов голицынцы укрывали, давая гонимым кров и хлеб. В приватных разговорах сами сотрудники Голицынского горотдела милиции выражали поддержку борющемуся Совету. Все по закону физики: сила действия равна силе противодействия.
К тому же, в федеральные и международные структуры пошли заявления горсовета о правовом беспределе, творящемся всего в 30 км от МКАД. Быстро отреагировали столичные журналисты. Волна публикаций в СМИ стала «вторым фронтом», который давил на районные власти. Каждый удар по депутатам Голицына отзывался эхом в пресс-релизах Штаба защиты города. Чиновникам не повезло: среди шести несогласных депутатов оказалось двое журналистов. В итоге, из-за общественного резонанса все репрессии оборачивались против чиновников.

ФАЛЬШИВЫЙ ПРОТОКОЛ

Захватывая предприятия, «черные рейдеры» не брезгуют подделкой документов. Так же поступили и чиновные рейдеры, нацеленные на захват дорогой подмосковной земли в виде муниципального образования «городское поселение Голицыно».
Когда стало очевидным, что депутатов сломить не удастся, городская администрация пошла на явный криминал: протокол Совета депутатов был попросту подделан. Для правдоподобия подделку заверил своим автографом Глава города А.Н.Шевченко, а для солидности поставил печать администрации (заметим: на протоколе якобы прошедшего заседания отсутствуют печать Совета, подпись Председателя и протокол не поступил в делопроизводство Совета депутатов). Так исполнительная власть нашла способ обойти непокорную законодательную.
Понятно, на что рассчитывали чиновники, совершая деяние, которое может быть квалифицировано по ч.2 ст.286 УК РФ («превышение должностных полномочий»): быстренько провернуть референдум, пока идут выборы в ГосДуму, а 3 декабря проснутся граждане уже без местного самоуправления, в сельском населенном пункте Голицыно, поглощенном городским округом Одинцово. И прокуратура испугается возбуждать уголовное дело против Главы города, находящегося под покровительством руководителя самого важного района страны.
Копию этого фальшивого протокола я случайно увидел лишь спустя полгода. Оказывается, Глава города не нашел ничего лучшего, чем вписать в число присутствующих для кворума автора этих строк! В списке присутствовавших значится также и другой депутат, который на тот момент находился на отдыхе в Египте.
О подделке протокола голицынского Совета и незаконности назначения референдума тут же узнал весь город. Обращение Председателя Совета получил каждый голицынец в почтовый ящик. Разумеется, дело было возбуждено. Думаете, по факту подделки документов Совета? А вот и не угадали: дело было возбуждено против Председателя городского Совета. Дело дошло до суда и руководителю городского парламента был присужден штраф. С точки зрения Одинцовского суда, разоблачать фальсификации чиновников можно было исключительно за счет средств фонда по проведению референдума, созданного этими же чиновниками. Это вполне «по понятиям», прижившимся в Одинцовском районе: незаконно все, что не устраивает районную власть. Зато фальсификации и махинации, проводимые этой властью, ни милиция, ни прокуратура в упор не замечают.
Впрочем, не отреагировали на наши обращения ни губернатор Московской области Борис Громов, ни Центральная Избирательная Комиссия. Назначенный по фальшивому документу референдум активно готовился, бюджетные средства расходовались, началось досрочное голосование.
Несмотря на вопиющий беспредел, творимый чиновниками (а может, благодаря именно ему), ситуация в городе выходила из-под контроля властей. Впервые за всю историю Голицына люди стали собираться на массовые встречи со своими избранниками.

«СМОЖЕШЬ ВЫЙТИ НА ПЛОЩАДЬ В ТВОЙ НАЗНАЧЕННЫЙ ЧАС?»

Встречи депутатов с избирателями по месту жительства – это не только право, но и обязанность депутатского корпуса. Дворовые встречи проводят депутаты, пожалуй, во всех городах страны.
Но встречи, проводимые борющимися депутатами, стали собирать сотни людей и напоминать митинги протеста. Негодование жителей эмоционально выплескивалось на улицы (кстати говоря, подобного протеста тихое Голицыно еще не видело за всю свою столетнюю историю). И это понятно: когда власти тупо игнорируют законы, подделывают документы и не замечают общественное мнение, граждане выходят протестовать против таких властей. Обычные уличные встречи: без звукоусиления, без транспарантов и флагов, приводили в трепет чиновников. Прекратить такие народные волнения решили кардинально. После одной из таких встреч были задержаны милицией двое депутатов: Олег Михалапов и автор этих строк. Представьте: ноябрьский воскресный вечер. Специально для того, чтобы осудить народных избранников, из дома в десятом часу вечера выходного дня привозят мирового судью. Судья просто изумлена, когда узнает, что люди в наручниках – это депутаты городского Совета и им вменяется в вину встреча с жителями в свое избирательном округе. Естественно, судья постановила снять наручники и отпустить депутатов домой, перенеся разбирательство на следующий день. Милиционеры несколько раз переспросили, не ошибается ли она? Но в коридор суда начали прибывать на защиту депутатов возмущенные жители, дело начало принимать нежелательный для стражей порядка поворот и депутаты все-таки оказались на свободе. В качестве вещественных доказательств противоправной депутатской деятельности у меня изъяли пачку листовок с текстом телепрограммы «Реальная политика» на НТВ, где Вячеслав Глазычев, член Общественной палаты, рассказал о ситуации в городе Голицыно. Сотрудники милиции, изымая листовки, выполняли чей-то приказ и прочитать не удосужились. Мировой судья вскоре постановил листовки уничтожить. Видимо, чтобы людей не смешить такими «уликами».
На следующий день мы, наивные законопослушные депутаты, вновь появились в суде. Мы собирались доказать, что собрание граждан по месту жительства не является митингом и, соответственно, не является правонарушением. Подтвердить нашу невиновность были готовы десятки свидетелей, собравшихся в суде. Мировой судьи долго не было. Оказалось, что ее неожиданно вызвали к районному руководству. Зато возле суда припарковалась милицейская машина из райцентра, чтобы доставить «опасных преступников» в СИЗО.
Когда судья наконец-то прибыла, мы ее не сразу узнали. Спокойная и уверенная женщина переменилась в лице, побледнела и лихорадочно, в спешке открыла судебное заседание. Видимо, сказалось общение с вышестоящим начальством. Ходатайства о привлечении свидетелей защиты все отвергались, ходатайство о переносе заседания на более поздний срок также не удовлетворено. Зато в деле были показания свидетелей исключительно из числа сотрудников администрации и милиции. В перерыве мне прошептали в коридоре: «Дано указание тебя упрятать за решетку на 15 суток, чтобы в СИЗО выбить нужные подписи».
Из зала суда меня увезла «Скорая помощь»: сказалась двухмесячная нервотрепка, резко подскочило давление. Мой коллега Олег Михалапов был тоже госпитализирован. Коллеги перевезли нас из Одинцовской больницы в другую, за пределы района. Копии больничных листов мы направили в суд и ходатайствовали о переносе рассмотрения дела. Однако нас стали активно разыскивать. Так же, как и остальных «несогласных» депутатов.
В последнюю неделю перед референдумом оставшиеся депутаты вынуждены были выехать за пределы района, в том числе вместе с женами и детьми: «охота на депутатов» вступила в завершающую стадию с угрозами со стороны криминальных структур.
Надо сказать, что даже после референдума меня не оставили в покое. Как только в конце декабря я зашел в Совет депутатов на несколько минут, чтобы дать интервью телекомпании ТВЦ, кто-то из «доброжелателей» из числа сотрудников администрации вызвал наряд милиции, чтобы задержать неуловимого депутата Дуленкова. В присутствии телевизионщиков ломать двери представительного органа власти наряд милиции не посмел (хотя под сильными ударами стеклянная дверь здорово звенела). А звонок в Службу собственной безопасности Московской области заставил ретироваться стражей порядка несолоно хлебавши. Этот эпизод с попыткой штурма голицынского Совета не попал в сюжет телепрограммы «Крестьянская застава» на ТВЦ. Мне кажется, телезрители много потеряли. Детективы отдыхают.

ВАЖНО, КАК ГОЛОСА СЧИТАЮТ

2 декабря в городе Голицыно на избирательных участках был полный аншлаг: жители шли голосовать за сохранение города. Результаты этого голосования были заранее известны чиновникам и меры были заблаговременно приняты. Подсчет голосов по референдуму происходил без наблюдателей вообще. Почему? Бюллетени выносили в отдельную комнату, а желающих проконтролировать этот процесс грубо выталкивали.
Как в этих комнатах подсчитывали бюллетени, посему остается тайной. Но вот что интересно: количество испорченных бюллетеней по референдуму в двадцать с лишним раз больше, чем граждане испортили при голосовании в Государственную Думу. Причем, испорчены все они были одинаково: вторая «галочка» ставилась другой пастой, причем везде одинаковой.
И еще один уникальный факт, обнародованный после этой хитрой «обработки» бюллетеней: количество проголосовавших на выборах в федеральный парламент оказалось значительно меньше, чем явившихся на референдум по статусу города. Трудно представить, что сотни голицынцев, явившись на избирательный участок, дружно отказались брать бюллетень по выборам в Государственную Думу. И это при том, что около полутора тысяч военнослужащих срочной службы в референдуме не имели права участвовать. Стало быть, наоборот, бюллетеней по референдуму должно быть, по крайней мере, на полторы тысячи меньше, чем по выборам депутатов ГосДумы.
Официальные итоги были таковы: 4813 голосов за село и 4096 за город.
Муниципальные рейдеры могли праздновать победу над своими жителями. Но «пир победителей» испортил Лесной городок. Глава этого городского поселения Валентина Хмелевская отказалась фальсифицировать результаты голосования. Ни давление, ни угрозы жизни и здоровью не смогли поколебать решимости Главы Лесного городка отстоять права своих земляков. Срочная телеграмма была отправлена Генеральному прокурору Юрию Чайке: «Глава Одинцовского района Гладышев через своего руководителя администрации Абраменко угрожает мне расправой. Заместитель руководителя администрации Камолов принимает меры изменить результаты голосования референдума. Я опасаюсь за свое здоровье. Прошу Вашей защиты». Спустя сутки поражение районных властей в Лесном Городке было официально признано.
К тому же, неожиданно вмешалась Большая Политика. Ходят слухи, что местному самоуправлению помогло выдвижение кандидатом в Президенты РФ Дмитрия Медведева, который неукоснительному соблюдению законодательства отдает приоритет.

КАК БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА СПАСЛА МАЛЕНЬКИЙ ГОРОД

Общественный резонанс был настолько силен от сопротивления маленького города, что замолчать проблему не получилось. Постоянные пресс-релизы сообщали обо всех перепетиях этой борьбы в сотни редакций, публикации шли как в России, так и за рубежом. Возник сайт golitsyno.info, державший в курсе событий всех сочувствовавших борьбе голицынцев. Дмитрию Козаку во время визита в Совет Европы был задан вопрос о ситуации с ликвидацией местного самоуправления в Одинцовском районе. На что министр регионального развития ответственно заявил, что держит ситуацию под контролем и не допустит нарушения Европейской Хартии о местном самоуправлении, подписанной Российской Федерацией. Затем Конгресс местных властей Совета Европы в лице Председателя Яна Микаллефа направил запрос в МИД России по проблеме Одинцовского района.
Главу Одинцовского района Александра Гладышева для беседы вызвал к себе Игорь Шувалов (тогда еще помощник Президента). Подробности этого сурового мужского разговора приводить не берусь. Есть информация, что «наверх» был приглашен и губернатор Московской области Борис Громов.
11 апреля проблема Одинцовского района обсуждалась на пленарном заседании Государственной Думы.
Видимо, для местного Одинцовского правителя были найдены нужные слова. Город Голицыно остался городом. О непонятном референдуме все чиновники дружно «забыли». Поселения Одинцовского района готовятся сейчас к принятию тех полномочий, которыми наделены все муниципальные образования этого уровня в подавляющем большинстве регионов страны и которых их планировали лишить еще в конце прошлого года.

ПОСТФАКТУМ

Не могу не сказать о самом интересном: как сложилась судьба героев этой статьи. Против Главы администрации Одинцовского района Зои Абраменко было возбуждено уголовное дело и она отстранена от занимаемой должности. Новым Главой администрации неожиданно для районных чиновников стал «варяг», выходец из президентских структур Николай Кондратюк.
Заместитель главы администрации Сергей Камолов свою должность сохранил, уйдя в декретный отпуск по уходу за ребенком. В администрации его давно уже не видели.
Глава Одинцовского района Александр Гладышев, лишившись доверенного Главы администрации превратился просто в Главу, возглавляющего районный Совет депутатов. Закон о местном самоуправлении не дает ему существенных полномочий и превращает в «свадебного генерала». В следующем году Александр Гладышев планирует снова участвовать в выборах Главы района, чтобы, видимо, на своем посту пережить уже четвертого Президента. Да, недавно он лично решил со мной познакомиться и при первой же возможности с интересом пожал руку своему выжившему политическому противнику.
Начальник Голицынского отдела милиции отправлен в отставку. За что – не очень понятно. Одни говорят, что за излишнее рвение при задержании депутатов. Другие считают – за неспособность посадить за решетку народных избранников.
Девять депутатов голицынского Совета, подконтрольные администрации, написали заявления о сложении своих полномочий и передали их в районный суд. По непонятной причине заявления из суда отозвали, но полгода эти недодепутаты отказывались являться на заседания Совета депутатов по причине написанных заявлений. Когда я спрашивал у директора голицынской школы №1 Татьяны Одинцовой, считает она себя депутатом или уже не депутат, в ответ услышал: «Не знаю, надо у Андрея Николаевича, Главы города, спросить».
Непокорным депутатам мировой судья заочно назначила штрафы «за организацию несанкционированного митинга». К депутату Михалапову, отказавшемуся платить 2000 рублей, уже приходили судебные приставы описывать имущество.
Мне пришлось пережить не самые приятные три месяца, когда моей семье приходилось сидеть без копейки денег после закрытия газеты. Теперь бизнес удалось наладить другого формата. Но офис находится уже за пределами Одинцовского района. На всякий пожарный.
Районная прокуратура трижды пыталась возбудить уголовное дело против Главы города Голицыно по факту фальсификации протокола Совета депутатов. Все показания имеются со стороны депутатов и мое в частности, чтобы сделать вывод о подложном протоколе. Но чья-то невидимая рука каждый раз не дает районной прокуратуре посчитать до десяти: был ли кворум (десять депутатов) 17 октября прошлого года в голицынском Совете во время назначения референдума? В приватных беседах представители правоохранительного ведомства недоумевают: «Ну отстояли вы город, что вам еще нужно? Зачем ворошить прошлое? Вы же понимаете, что Глава города не пошел бы на фальсификацию без индульгенции из района. Он и так пострадавшее лицо, выполнившее чужую волю».
Да, город удалось отстоять. Закон о местном самоуправлении будет работать в полном объеме во всем Одинцовском районе. Но вот какие вопросы не дают спокойно забыть о прошедшем противостоянии прошлой осени: неужели для защиты законности в нашей стране обязательно надо расплачиваться бизнесом, нервами, опасаясь сотрудников милиции и провокаций? Доколе ради торжества закона в отдельно взятом районе должны вмешиваться на уровне Совета Европы, федерального министра и помощника Президента?
Становится грустно от того, что понимаешь: в России еще много маленьких городов, где сопротивляться беззаконию в тысячу раз тяжелее только потому, что их обошла вниманием Большая Политика.

Алексей Дуленков,
Депутат Совета депутатов города Голицыно Московской области
Тел. 8-905-642-25-75


Статья опубликована в журнале «Городское управление», октябрь 2008 г.
Сергей Александрович Расов, Казахстан (12 Ноября 2008 в 22:47:43)

Без комментариев или трудная судьба Kazneta
В Казахстане по-прежнему закрыт доступ к популярному среди блогеров ресурсу «Живой Журнал». Прошла уже неделя, но по-прежнему пользователи «всемирной паутины» из республики вынуждены заходить на свои странички через прокси-серверы. При этом правоохранительные органы Казахстана опровергают свою причастность к блокированию доступа на «LiveJournal». Напомним, что неприятности у пользователей интернета начались после того, как экс-зять президента республики Рахат Алиев, экстрадицию которого из Вены уже более года требуют власти Казахстана, создал свой блог в «ЖЖ» и разместил записи телефонных разговоров, компрометирующих ближайшее окружение президента Назарбаева.
На этой неделе наступление на виртуальное пространство в Казахстане было продолжено.
Генеральная прокуратура Казахстана, устами своего официального представителя Сапарбека Нурпеисова, заявила о пересмотре требований к публикациям в интернете. Самое удивительное, что заявление Нурпеисова странным образом совпало с требованием президента Казахстана Назарбаева предпринять решительные меры против клеветнических «слухов». Выступая перед членами Кабмина РК Нурсултан Назарбаев заявил, что «всех, кто хочет использовать сегодняшнюю ситуацию в своих узких, в том числе политических, целях, распуская различные провокационные слухи, должно ожидать жесткое наказание». И далее дал поручение свой партии «Нур Отан», имеющий 100% «пакет акций» в парламенте «принять соответствующий законодательный акт, если нужно». Довольно интересное заявление, во всяком случае, сразу трудно вспомнить, имеется ли в мировой практике принятие закона «против слухов».
Так вот, на брифинге Сапарбек Нурпеисов, потребовал от всех модераторов сайтов в РК строго соблюдать Конституцию Республики, а именно, удалять комментарии, которые не в ладу с законом. Имеется в виду, прежде всего высказывания направленные на разжигание межнациональной и религиозной розни.
Первым под раздачу, попал сайт с красноречивым названием «Русские в Казахстане».
Как отметил Сапарбек Нурпеисов:
- Сайт «Русские в Казахстане» в последнее время выпускает ряд публикаций, которые вызывают бурные дискуссии и полемику посетителей, нередко превращая конструктивный диалог во взаимные оскорбления по национальным, сословным, религиозным признакам. Редактору информационного портала «Русские в Казахстане» было вручено разъяснение закона от прокуратуры, заявил представитель надзорного органа.
После этого господин Нурпеисов, напомнил, что «комментарий к статье представляет единый материал сайта и, соответственно, комментарии, нарушающие нормы действующего законодательства, должны удаляться модератором, - подчеркнул представитель Генпрокуратуры РК.
Если же администрация сайта не прислушается к данным требованиям, то это «может повлечь принятие более жестких мер», - подчеркнул Нурпеисов.
Буквально на следующий день, на другом популярном интернет-ресурсе «www.geokz.tv/»
портал «Русские в Казахстане» опубликовал свое заявление. В нем, администрация сайта заявила, что они законопослушные граждане РК и посему приняли решение «об отключении комментариев, размещающихся на сайте «Русские в Казахстане», и удалении всех комментариев, имеющихся на данный момент».
Все это сильно напоминает политическую цензуру в казахстанском виртуальном пространстве. Вряд ли представители властей в Казахстане не понимают, что читателей у популярных сайтов многие тысячи, а модератор – один. И он просто не в состоянии молниеносно следить за комментариями. Следовательно, появляется легкий способ закрыть неугодный сайт. Любой человек-провокатор, размещает анонимные высказывания и тут же делает сообщение в прокуратуру, что смотрите, данный сайт разжигает межэтническую рознь. В общем, как обычно крайними становятся журналисты и сотрудники интернет-изданий.
Возникает вопрос, почему в первую очередь виноватым стал сайт «Русские в Казахстане»? Напомним, что это единственный сайт в РК, который однозначно поддержал действия России на Северном Кавказе во время вооруженного конфликта. Это сайт, где постоянно появляются публикации общественных организаций, защищающие соотечественников в Казахстане. Этот сайт регулярно размещает материалы и предложения желающим выехать на ПМЖ в Россию. При желании, конечно, все эти материалы можно назвать «пропагандой национального превосходства и способствующим разжиганию национальной вражды и розни».
В тоже время в казахскоязычной прессе нередки статьи, которые иначе как националистическими и недружественными по отношению к России, назвать сложно. Однако ни о каких предупреждениях в их адрес, речи не идет.
И. о. председателя республиканского движения «Лад» Петр Кузьменко так прокомментировал «наезд» на сайт www.russians.kz: «Фактически русским в Казахстане отказывают в элементарном праве иметь свои национальные интересы. Нельзя никоим образом выказывать симпатий России. Нельзя поднимать вопросы отсутствия пропорционального представительства русских в органах власти, сокращения сферы применения русского языка, ущемления прав граждан по национальному признаку.
Любая критика властей, так или иначе затрагивающая эти «табуированные» темы, тут же сопровождается навешиванием ярлыков и трактуется как проявление нелояльности к государству и казахской нации со стороны русских».
И напоследок небольшой свежий анекдот. На днях, телеведущую, автора программ о здоровье на казахстанских телеканалах Ольгу Пастухову обвинили в разжигании межнациональной розни, за то, что в бытовом конфликте ее визави оказался человек коренной национальности. Якобы она закатила истерику из-за того, что её машину заблокировали, кричала на всю улицу ругательства, содержащие оскорбления другой национальности. В деле тут же появились свидетели, которые подтвердили факт оскорбления национального достоинства. Пастухова подала иск в суд о нанесение ей материального ущерба, а стала обвиняемой в разжигании межнациональной вражды.
Как говорится, без комментариев.
Сергей Расов.
17.10.2008.
Сергей Александрович Расов, Казахстан (12 Ноября 2008 в 22:48:16)

Век свободы не видать
В конце прошлой неделе организация «Репортеры без границ» обнародовала годовой рейтинг «Worldwide Press Freedom Index 2008», то есть свободы слова. Ежегодное исследование проводилось с сентября 2007 по сентябрь 2008 годов. Согласно отчету организации, положение со свободой прессы бывших советских республик, за исключением Прибалтики оставляет желать много лучшего. Так Украина на 87 позиции, Молдова на 98, а все остальные даже не вошли в сотню. Армения (102-103), Таджикистан тремя позициями ниже, Кыргызстан на 111 месте, рядом Грузия и Казахстан, соответственно – 120 и 125 места, Россия на 141 месте в рейтинге, Азербайджан (150), Беларусь (154), Узбекистан (162) и замыкает список Туркменистан – 171 место. Причем отмечается, что «Северная Корея и Туркмения - это неизменный ад, в котором население отрезано от мира и подвергается пропаганде в духе ушедшей эпохи».
Ничего удивительного в этих позорных рейтингах нет. Например, можно вспомнить опрос, проведенный службой Gallup, на территориях постсоветских республик в мае этого года. Он продемонстрировал пугающую тенденцию: значительное число жителей «независимых» государств опасаются, открыто выражать свои мысли на политические темы. В семи бывших советских республиках рот на замке предпочитают держать большинство населения. Согласно опросу в Таджикистане и Армении открыто высказывать свое мнение о политике опасаются 68% населения. В Молдове - 63%, в Азербайджане - 60%, в Узбекистане - 57%, в Грузии - 54%. В остальных странах бывшего СССР ситуация была несколько лучше. В Белоруссии крамольных мыслей опасались 50% жителей, в Казахстане - 43%, в России - 40%, в Украине - 37%, в Кыргызстане - 33%.
Или можно вспомнить другой опрос - нужна или не нужна, с точки зрения пользователей Рунета, государственная цензура для российских СМИ? Подвергаются ли они такой цензуре в настоящее время и знают ли российские интернет-пользователи о том, что цензура запрещена Конституцией РФ? Это август этого года. Ответы, мягко говоря, шокируют - Государственная цензура российским СМИ нужна! Так полагают свыше половины опрошенных - 60%. Против цензуры высказывается третья часть респондентов - 36% (среди них 12% безусловно против). По мнению респондентов, цензура - это заслон на пути избыточного насилия, разврата, пошлости в СМИ. Распространены также мнения, что цензура поможет убрать из СМИ клевету и дезинформацию, обеспечивать зрителей, слушателей, читателей достоверными сведениями. О том, что Конституцией цензура запрещена, знает только половина ответивших на опрос. В отношении самоцензуры журналистов мнение почти единодушное: 57% считают ее, безусловно, необходимой. При этом каждый второй (51%) респондент сожалеет, что самоцензуры в российских СМИ слишком мало, а 20% не замечают ее присутствия совсем.
Теперь коротко о постсоветских странах.
Казахстан
В канун праздника «День Республики» президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с развернутой речью на ежегодной сессии Ассамблеи народов Казахстана. Эта организация объединяет национально-культурные центры в республике и даже имеет возможность выбирать депутатов в парламент страны, минуя общенациональные выборы. В своем выступлении Нурсултан Назарбаев не обошел тему председательствования страны на посту руководителя ОБСЕ в 2010 году. По словам главы государства казахстанцы живут «в свободном, демократическом обществе. У нас крепкая экономика с большим запасом прочности». В отличие от Нурсултана Назарбаева свежий обзор выполнения обязательств перед ОБСЕ Казахстаном далеко не столь оптимистичен. Он появился на днях и подготовлен Казахстанским международным бюро по правам человека, Международным фондом защиты свободы слова «Адил соз», ОФ «Хартия за права человека», Алматинским хельсинским комитетом, Центром анализа общественных проблем в рамках проекта Freedom House и другими уважаемыми организациями.
Напомним, что закон о СМИ в РК, один из самых жестких на постсоветском пространстве. Когда решался вопрос о председательствовании в ОБСЕ, министр МИД Казахстана Марат Тажин выделил два вопроса: снижение уголовной ответственности за диффамацию в СМИ и либерализацию процедуры регистрации СМИ. В целом же было обещано: «в контексте будущего председательства мы намерены инкорпорировать различные предложения в объединенный проект поправок в Закон о СМИ, где найдут свое отражение и рекомендации ОБСЕ». Однако либеральный законопроект о СМИ неправительственных организаций получил отрицательную оценку правительства РК и без всякого рассмотрения был отозван из Парламента. Без обсуждения были забракованы предложения об уведомительно-разрешительном порядке регистрации СМИ, освобождении СМИ и журналистов от гражданско-правовой ответственности в случаях, когда они действовали добросовестно и в интересах общества, декриминализировать клевету и оскорбление.
Узбекистан и Кыргызстан
Минул год с момента убийства известного независимого узбекского журналиста Алишера Саипова. Организация «Репортеры без границ» отмечает, что «ни исполнители, ни заказчики не установлены. Их безнаказанность не знает предела». В заявлении «Репортеров без границ» также говорится: «С тех пор, как тень причастности к этому преступлению легла на агентов узбекской разведки, узбекские и киргизские власти должны были работать вместе, расследуя громкое убийство журналиста». В заявлении Amnesty International отмечается, что «гибель Алишера Саипова заморозила свободу слова не только в Кыргызстане, но и в Узбекистане и во всей Центральной Азии».
Армения и Грузия
В этом году Армения заняла 102-ое место, понизившись на 35 мест в рейтинге. Организация «Репортеры без границ» прокомментировала, что наиболее значительным явлением на перифериях бывшего Советского Союза стало ухудшение ситуации на Кавказе: Армения и Грузия столкнулась со значительными проблемами, и ввели чрезвычайное положение. В Ереване с 1 по 20 марта было введено чрезвычайное положение сроком на 20 дней. В результате столкновений представителей правоохранительных органов и сторонников оппозиции, протестующей против итогов президентских выборов, погибло десять человек, ранено свыше двухсот. На территории Грузии несколько журналистов стали жертвами российско-грузинской войны. Также Грузия была «наказана» за то, что «журналистам чинились препятствия при освещении августовского конфликта с Россией», сообщает Радио Свобода.
Азербайджан
Как считает председатель Союза журналистов Азербайджана Эльчин Шихлинский в Азербайджане до сих пор «в тюрьме сидят три журналиста, тогда как в Грузии и Армении осужденных представителей «четвертой власти», насколько мне известно, нет. Естественно, что наличие осужденных журналистов в стране крайне сложно представить в качестве позитивного шага, свидетельствующего о свободе слова в ней. Да, в Грузии и Армении была введена цензура. Но ее как ввели, так и убрали. В Азербайджане скорее можно говорить не о проблемах в области свободы слова, а о проблеме плюрализма мнений в СМИ. Любое отечественное издание имеет возможность высказываться как ему угодно, но мнение их оппонентов на том же телеканале, или в той же газете встретить практически невозможно. В общем и целом ситуация со свободой слова в Азербайджане далека от желаемой», считает Эльчин Шихлинский.
Белоруссия
Исследователи международной организации «Репортеры без границ» посчитали, что за прошлый год свободы СМИ в Беларуси стало меньше, и понизили рейтинг страны с 151 до 154 места. Белорусские журналисты соглашаются, ситуация с негосударственными СМИ ухудшилась. «Негосударственные газеты выброшены из типографий, выброшены из «Белпочты», из распространения и так далее. Даже когда в рамках якобы возможной либерализации газеты вернут в киоски и в подписку, то придет в себя негосударственная пресса не скоро, так как она сейчас доведена до очень тяжелого положения», - заявил в интервью «Радыё Свабода» заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов Александр Старикевич. Самые массовые негосударственные общественно-политические издания Беларуси уже несколько лет вынуждены печататься за границей и распространяться собственными силами
- Очевидно, что природа этой власти не изменяется, они не стремятся к компромиссу, к диалогу, не говоря уже об уступках. Это все игры, рассчитанные на Запад. На самом деле здесь не предусмотрено никаких перестроек, гласности. Лукашенко очень хорошо помнит, чем это закончилось для коммунистов, - убежден Александр Старикевич.
Украина
В Украине свобода слова растет. В этом году страна улучшила свои показатели на пять пунктов и заняла 87-е место из 173 государств. Согласно результатам проведённого летом проектом «ТелеКритика» мониторинга региональных СМИ, давления на журналистов со стороны центральной власти в Украине почти не существует. Однако общественная организация «Институт массовой информации» заявила, что в Украине в прошлом году давление на СМИ усилилось:
- Мой личный опыт поездок по Украине даёт возможность сделать неутешительный вывод: региональные медиа не чувствуют возможности работать свободно,- сказал директор по развитию проекта «Телекритика» Константин Дорошенко. По его словам, сегодня можно констатировать, что в государстве «настоящая цивилизованная свобода слова пока не состоялась». В то же время отметим, что в прошлом году в Украине не был убит, арестован или задержан ни один журналист.
Россия
Российские эксперты, разошлись во мнениях. Некоторые считают рейтинг «Репортеров» предвзятым и не отражающим настоящих реалий, другие наоборот.
«Данные свидетельствуют о том, что у нас по-прежнему все плохо со свободой слова, хоть и стало немного лучше, раз мы поднялись на три строчки, - прокомментировал РБК daily результаты рейтинга президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. Главной проблемой, мешающей свободной прессе, по мнению Симонова, является вертикаль власти: «Она всеми четырьмя лапами стоит на свободе средств массовой информации. Вторая проблема в том, что наши СМИ, в первую очередь электронные, уже давно лежат под этой властью и даже не пытаются из-под нее выбраться». По мнению Николая Сванидзе, «ситуация со свободой слова ухудшилась, по сравнению с 90-ми годами мы сделали широкий шаг назад в СССР, где свобода слова была на нулевой отметке». Вице-президент «Медиасоюза» Елена Зелинская, заявила, что «сейчас, после конфликта на Кавказе, ситуация изменилась, и теперь свобода слова зависит от политики в каждой стране». Россия получила неприглядную оценку «Репортеров» за то, что «государственные и оппозиционные СМИ находятся под жестким контролем, а журналистов, таких как Анна Политковская, каждый год убивают «неизвестные», которые зачастую, как выясняется, имеют тесные связи с кремлевскими спецслужбами». «Ситуация в России, - продолжают авторы, - где пресса продолжает подвергаться насилию и запугиванию, не слишком изменилась с избранием Дмитрия Медведева президентом».
Нельзя сказать, что только постсоветские страны удостоились отрицательных оценок. Например, Нидерланды опустились на 12 строчек, поскольку два голландских журналиста были приговорены к тюремному заключению, за отказ выдать суду источники информации. Италия занимает 35-е место только из-за того, что журналисты подвергаются угрозам со стороны мафии. США поплатились за блогера просидевшего в тюрьме 224 дня в тюрьме. Но дело даже не в этом, до тех пор, пока население будет считать введение цензуры в СМИ нормальным шагом власти, госструктуры негласно регулировать Интернет и проводить в жизнь драконовские поправки против журналистов, репортеров и обозревателей будут убивать - попадание в первую сотню рейтинга большинству стран СНГ, явно не грозит.
Сергей Расов.
26.10.08.
Сергей Александрович Расов, Казахстан (12 Ноября 2008 в 22:48:42)

Процесс, пошел!
О продаже самого крупного медиа-холдинга Казахстана «Хабар» было известно еще пару недель назад. На продажу единым лотом были выставлены 49,99 процента простых акций АО «Агентство «Хабар», куда входят два республиканских телеканала: «Хабар» и «Ел Арна», круглосуточный спутниковый телеканал Caspionet, радио «Хабар» и интернет-порталы. По данным на 2006 год, этот пакет акций делили между собой ЗАО «Казцентр-ТВ» и ЗАО «Казахстанская телерадиокорпорация».
Однако в Казахстане никто не сомневается, что, какие бы юридические лица ни назывались в качестве продавцов акций, за ними стоит не кто иной, как дочь президента Дарига Назарбаева, которая возглавляла агентство «Хабар» в течение девяти лет до своего избрания в парламент.
Последние пару лет возвращения «Хабара» под крылышко государства добивался, глава Министерства информации и культуры Ермухан Ертысбаев (на содержание наполовину частного канала государство ежегодно выделяло около 33 миллионов долларов). До поры до времени все призывы Ертысбаева были «гласом вопиющего в пустыне», однако политическая ситуация изменилась.
Еще совсем недавно Дарига Назарбаева была влиятельным политиком в Казахстане. Она не только гордо носила значок депутата Мажилиса парламента, но и создала пропрезидентскую партию «Асар». Все поговаривали, что Нурсултан Назарбаев в лице дочери готовит себе замену на президентском посту. Однако «Асар» был поглощен партий власти «Отан», а летом этого года грянул «Рахатгейт», который завершился на минувшей неделе приговором экс-супругу Рахату Алиеву. Бывший муж заочно осужден гражданским и военным судом на 20+20 лет лишения свободы с конфискацией имущества, находиться в Вене и на родину явно не собирается. С мужем-преступником Дарига Назарбаева развелась, партию потеряла, и вот дело дошло до распродажи медиа-активов.
Утром деньги, вечером стулья
С самого начала сделка была окутана завесой тайны, но мало кто сомневался, что произойдет типичный казахский вариант, когда продавец всяко выиграет, а расплачиваться придется налогоплательщикам, то есть простым гражданам республики.
В результате «Хабар» ушел за 100 миллионов долларов госпредприятию «Самгау», которым руководит экс-министр транспорта и коммуникаций Серик Буркитбаев, а интересы собственника представляло некое загадочное предприятие АО «VISOR Capital». Почему и на каком основании была выбрана сумма в 100 миллионов «зеленых», остается только гадать, но вероятно речь идет о банальной, закулисной договоренности между продавцом и покупателем.
Кстати, это подтвердил в интервью одной из газет вице-президент KASE (Казахстанская фондовая биржа) Андрей Цалюк: «Рыночной оценки акций «Хабара» не существует, потому что они впервые выводятся на открытый рынок... Пакет акций достаточно большой, продается он одним лотом, сумма гарантийного взноса - 2 миллиарда тенге - очень значительна, прозрачности никакой. Учитывая все это и опираясь на опыт, можно предположить, что покупатель акций был определен заранее».
Зачем купили «Хабар»
Понятно, что столь значимый шаг на медиа-рынке Казахстана был тщательно выверен. Теперь под зорким оком государства будут находиться все влиятельные ТВ-каналы.
К государственному каналу «Казахстан» (95% охвата территории республики), добавились еще два канала - «Хабар» и «Ел арна» с чуть меньшей зоной покрытия, но вещающие для 13 миллионов человек (все население Казахстана чуть более 15 миллионов). Плюсом идут спутниковый телеканал, радио и интернет-ресурсы.
Учитывая, что в Казахстане не утихают разговоры об «экспансии» российского телевидения, вероятно на ныне полностью государственном канале «Хабар» попытаются сделать конкурентоспособное казахское ТВ.
Также понятно и то, что теперь на территории республики путем все охватывающего телевизионного ресурса будет проводиться единая государственная идеология.
Косвенно это подтверждается пресс-релизом агентства «Хабар», где говориться, что сделка была осуществлена в целях реализации «стратегии холдинга по построению вертикально интегрированной информационно-технологической компании». Следовательно, перемен в информационной политике СМИ, входящих в состав агентства, ожидать не стоит.
Кстати, в свое время в «Самгау» были переданы 12 компаний, в том числе АО «Казтелерадио» и АО «Казахстанские телекоммуникации» («Кателко»), «Казпочта» и т.д. Так, что информационному монстру «Самгау» теперь может позавидовать даже ВГТРК «Россия».
Есть и другая - политическая версия. После изгнания экс-зятя президента за пределы Казахстана произошел элементарный передел собственности медиа-империи супружеской четы Назарбаева-Алиев. Сначала необыкновенно быстро, поменяли хозяев телеканал КТК, общенациональная газета «Караван» и информагентство Казахстан-Today. И вот под занавес продали «Хабар», вероятно, чтобы ни у кого не возникали ненужные вопросы об имуществе «нажитым непосильным трудом».
Любопытно и то, что в интервью «РБК daily» советник президента Казахстана, председатель правления Народного банка Казахстана Григорием Марченко, прямо заявил, что «продается Нур-банк…». Напомним, что акции Нурбанка, принадлежали ранее экс-супругу Рахату Алиеву, но после развода, были переписаны на Даригу Назарбаеву и их сына Нурали.
Отдавай-ка родимую взад
Все это очень сильно напоминает российскую политику реприватизации последнего времени. Сначала государство за бесценок распродавала свои активы, а сейчас за бюджетные миллиарды все выкупает обратно. При этом всегда найдется приличный повод для такого рода сделок. Когда надо можно заявить, что власть приветствует частную инициативу, а когда не надо, можно вспомнить о благе госкапитализма и национализации стратегических ресурсов.
Так, что первый казахстанский блин, вышел совсем даже не комом. Вероятно, после столь успешных «торгов», последуют следующие шаги правительства.
Например, на днях влиятельная газета Financial Times сообщила, что Кабмин Казахстана рассматривает различные варианты для получения 15% пакета акций национального производителя меди «Казахмыс». По данным Financial Times, корпорация «Казахмыс» может провести допэмиссию акций или же правительство приобретет уже имеющиеся на рынке ценные бумаги.
Кстати, в марте лондонская газета The Independent распространила информацию о возможном слиянии крупнейших казахстанских горнорудных корпораций. Речь шла о Евразийской Национальной Ресурсной корпорации ENRC и Kazakhmys. Казахстанское правительство уже владеет 20% ENRC и может получить в результате консолидации горнодобытчиков, по мнению экспертов, единого «национального чемпиона», который будет подминать под себя другие компании Центральной Азии.
Генерал без войска
Самое забавное в этой ситуации, что Дарига Назарбаева по-прежнему остается председателем оргкомитета Евразийского медиафорума (ЕАМФ). В очередной раз, он пройдет в Алматы 24-25 апреля, и будет «содействовать развитию свободного и открытого диалога политиков, журналистов и экспертов по глобальным проблемам современного развития и влияния на них СМИ в поиске новых подходов обеспечения политической стабильности и безопасности в регионе».
Кстати, у всех желающих есть возможность проверить тезис «о свободном и открытом диалоге» и «виртуально» пообщаться с госпожой Назарбаевой третьего апреля с 10.00 до 12.00 (время московское) на интернет-сайте «ЦТ» (Центр тяжести) по адресу: bb.ct.kz
Сергей
Расов.
P.S. Кстати, некоторые эксперты полагают, что достаточно привлекательный медийный актив был приобретен «Самгау» по заниженной цене. Для сравнения они приводят недавнюю продажу пакета акций казахстанского «31-го канала» за 65 миллионов «зеленых» «CTC Медиа». Компания получила право на 60% экономического интереса в создаваемой группе, а покупатель «Хабара» получил три телеканала, радио и интернет-ресурсы.
02.04.2008.
Сергей Александрович Расов, Казахстан (12 Ноября 2008 в 22:49:19)

Нурсултан Назарбаев: «Если пьешь, то не напивайся»
Чуть менее года назад президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о масштабной борьбе против коррупционеров в органах власти. Программа была названа в духе председателя Мао – «Десять сокрушительных ударов по коррупции». Все СМИ цитировали выступление Назарбаева на расширенном заседании Политсовета пропрезидентской партии «Нур Отан», председателем которой он, кстати, и является.
- Нужно проработать вопрос о принятии специальной программы партии «Десять сокрушительных ударов по коррупции», в которой изложить конкретные и комплексные меры по борьбе с этим социальным злом, решительно заявил Нурсултан Назарбаев.
Надо отметить, что Назарбаев очень любит словосочетания с числительными. До этого, была задача войти в 50 наиболее конкурентоспособных государств мира, прорывная программа 30 корпоративных лидеров, «десять шагов навстречу простым людям» или что-то в этом роде. Президент на сей раз, потребовал от партийцев «отстранения от должностей и наказания нечистоплотных чиновников», а партии стоять в «авангарде этой борьбы». Также глава государства призвал очистить «Нур Отан» от «крупных чиновников, замешанных в коррупционных скандалах».
Эксперты и политологи не очень поверили в эту борьбу и дружно назвали инициативы Назарбаева популистской кампанией. Например, председатель партии «Ауыл» Гани Калиев задавал риторический вопрос, кто накажет тех, кто «ворует миллионами», а политолог Досым Сатпаев предрек провал инициативе, потому как «никогда еще чиновник не демонстрировал успех по искоренению коррупции среди чиновников». Спустя некоторое время свой памфлет «Десять ударов по коррупции. Мои дополнения к инициативе дорогого и любимого президента Нурсултана Назарбаева» разместил во «всемирной паутине» экс-зять Рахат Алиев. В нем Алиев недвусмысленно намекал на некоего человека в Казахстане, который имеет свою долю от всех крупных промышленных предприятий и корпораций страны. Позволяет иностранным партнерам уходить от возмездия, когда на предприятиях гибнут люди, «получает 60 центов с каждого барреля казахской нефти», имеет тайные счета в азиатских банках, где «сконцентрированы финансовые ресурсы, имеющие явно коррупционное происхождение» и так далее и тому подобное.
Все эти призывы к товарищам по партии выглядели несколько странно. Действительно в любом цивилизованном государстве борьбой с социальным злом занимаются правоохранительные органы, а никак не региональные филиалы политических партий.
Но, как это принято говорить – была проявлена политическая воля главы государства. После этого еженедельно в Казахстане всплывала фамилия очередного взяточника. Справедливости ради стоит заметить, что в основном это чиновники средней руки, директора школ, участковые, заместители руководителей исполнительной власти районов и городов и так далее. Кроме, пожалуй, одного случая, ареста сотрудниками Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью РК руководителя НК «Казахстан темир жолы» Жаксыбека Кулекеева за крупную взятку. Но, как-то суд по нему не задался, главные свидетели обвинения заявляют, что их, мягко говоря, «попросили» дать показания против Кулекеева. И чем все закончится, неизвестно.
Все эти результаты, вероятно, расстроили президента и не очень соответствовали «Десяти сокрушительным ударам по коррупции». Теперь наступает новый этап. Нурсултан Назарбаев созвал антикоррупционный форум партии «Нур Отан» и объявил о старте следующей его инициативы - Общенационального плана действий по борьбе с коррупцией. Предложены следующие меры:
Во-первых, принять закона «О лоббировании», так как частенько поправки в законодательство вносятся под конкретные проекты бизнесменов.
- Мне депутаты и руководители парламента говорят, что лоббистов вокруг парламента ходят тучи, - поведал президент. - Закона и порядка в этом деле нет.

Во-вторых, обязать чиновников «оперативно реагировать на критические материалы, факты коррупционных проявлений, изложенные в СМИ».
- Чиновник должен жить, не боясь вопроса: на что живешь? Он должен не бояться фотоснимков своих вилл и уметь объяснить, почему он ставит высокие заборы, почему его семья ездит на пяти иномарках, когда он всю жизнь работал на госслужбе. Он должен отвечать на эти вопросы или уходить, - негодовал президент.
В-третьих, приступить к омолаживанию системы госуправления:
- То есть, если проще сказать, мы стоим на пороге смены поколения государственных служащих. Некоторые Акимы из секретарей райкомов партии уже 20 лет сидят в городах и районах. Что можно ожидать от них, - задал риторический вопрос Назарбаев. Правда никто из присутствующих не напомнил самому Назарбаеву, сколько лет он сам не покидает вершину власти в Казахстане.
В-четвертых, будет создан единый орган по вопросам борьбы с коррупцией:
- Вопросы борьбы с коррупцией нужно сосредоточить в одном органе. У нас этим занимается агентство по борьбе с коррупцией, КНБ, налоговые службы. Не поймешь, с кого спрашивать, констатировал глава партии.
Больше всех «на орехи» досталось правоохранительным органам, но никаких отставок не последовало. В свою очередь сенатор Гани Касымов в очередной раз предложил ввести всеобщее декларирование доходов, но «вопрос о поэтапном переходе к всеобщему декларированию доходов будет проработан». Также прозвучали уже набившие оскомину призывы об «эффективном контроле за источниками доходов чиновников», «недопустимости использование служебного положения для продвижения своих личных бизнес интересов», «бескомпромиссной борьбе с проявлениями коррупции в судейском корпусе» и так далее. Но и это еще не все. В завершении, самые оригинальные меры борьбы против коррупции от Нурсултана Назарбаева. Глава государства призвал чиновников меньше пить и не ругаться матом на подчиненных. Поэтому, «если ты пьешь, то умей это делать, не напивайся», по-отечески пожурил коллег президент и добавил, что «человек, который кроет матом своих подчиненных, должен немедленно оставить эту должность». Также чиновники, по словам Назабаева должны быть честными, законопослушными, не путать «государственные средства с собственным карманом» и быть примером «справедливости и скромности». Президент высказал пожелание, чтобы эти этические нормы были развешаны в каждом государственном органе республики, что естественно будет сделано незамедлительно. Например, «нуротановцы» уже подготовили плакаты в духе «Родина-мать зовет» по борьбе с мздоимством и «откатами».
Любопытно, что в этот же день председатель Ассоциации социологов и политологов Казахстана Бахытжамал Бектурганова заявила, что по их данным каждый второй казахстанец в стране является взяткодателем. Общий объем коррупционных услуг в Казахстане составляет порядка 1 миллиарда 300 миллионов долларов, а самый высокий уровень коррупции в таможенной структуре и судебной системе Казахстана. А взятки нынче в республике, берут все - «от вспомогательного персонала до руководителей высшего звена», - отметила Бахытжамал Бектурганова.
Зато в Казахстане будут меньше пить и ругаться матом!
Сергей Расов.
07.11.2008.
Сергей Александрович Расов, Казахстан (12 Ноября 2008 в 22:49:46)

Коррупция в законе
Практически все СМИ Казахстана поспешили сообщить приятную новость. Согласно последнему отчету международной организацией Transparency International опубликовавшей 23 сентября международный «рейтинг коррупции», Казахстан переместился со 150-го места в 2007-м до 145-го в текущем году и обогнал не только соседей по Центральной Азии, но и Россию. Напомним, что лучшие показатели среди стран СНГ у Украины (134), россияне по уровню коррупции в 180 странах мира, на 147-м месте, далее следуют Беларусь и Таджикистан - на 151, Азербайджан (158), Узбекистан, Кыргызстан и Туркменистан (166).
Таким образом, по уровню коррупции Казахстан находиться на одном уровне с Восточным Тимором. Что касается стран СНГ, лишь в Грузии наблюдается некоторое улучшение, тогда как оценки России и Украины продолжают снижаться. Тоже самое можно сказать и о других странах Средней Азии. Три страны центрально-азиатского региона - Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан находятся в почетной компании с Гамбией, Гвинеей-Бисау, Сьерра-Леоне, Зимбабве, Конго, Экваториальной Гвинеей. Правда, Узбекистан поднялся на девять позиций по сравнению с прошлым годом. Однако Туркменистан потерял четыре позиции, а Кыргызстан в нынешнем году опустился на целых шестнадцать строчек. Как тут не вспомнить «первомайское» заявление президента Киргизии Курманбек Бакиева когда он огорошил пришедших на встречу с ним местных предпринимателей, заявив: «Такое понижение уровня коррупции, как в Кыргызстане, мало, где увидишь». Как говорится без комментариев.
Кстати для примера, соседний Китай занимает 72 место, а Афганистан – 176, партнеры по ШОС - Пакистан и Индия заняли 134 и 85-строчки рейтинга. С чем связан хоть и небольшой, но приятный для власти рывок Казахстана? Как это принято говорить с проявленной политической волей главы государства. После того, как в прошлом году Нурсултан Назарбаев потребовал от возглавляемой им партии власти «Нур Отан» ужесточить борьбу с коррупцией, не проходит недели, чтобы в Казахстане не была обнародована фамилия очередного взяточника. Справедливости ради стоит заметить, что в основном это чиновники средней руки, директора школ, участковые, заместители руководителей исполнительной власти районов и городов и так далее. Кроме, пожалуй, двух нашумевших случаев: задержание бывшего президента Нацкомпании «КазМунайГаз» Серика Буркитбаева, не проработавшего на своей последней должности и трех месяцев. А также «первоапрельский» арест сотрудниками Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью РК руководителя НК «Казахстан темир жолы» Жаксыбека Кулекеева. Последнему вменяют как получение многочисленных «откатов», так «барашка в бумажке» на 100 тысяч долларов. Забавно, что Кулекеев являлся начальником Данияра Хасенова, мужа третьей дочери президента Назарбаева Алии, который, между прочим, отвечал за финансы в системе «Казахстан темир жолы».
По большому счету в Казахстане нет ни одного высокопоставленного госслужащего за которым не тянулся бы неприятный шлейф подозрений в коррупционных преступлениях крупного масштаба. Но не более чем на уровне «разоблачений» в сети интернет или бесплодных «наездов» в оппозиционной прессе. Почему бесплодных? Да потому, что на них никто не обращает внимание. Ни президент, ни прокуратура, ни сами фигуранты скандальных статей. Увы, но «рыба гниет с головы» эта старая истина вполне применима к Казахстану.
Президент страны Нурсултан Назарбаев уже долгие годы накрепко привязан к вялотекущему «Казахгейту». Мол, получал миллионные «откаты» за доступ западных нефтяных кампаний к недрам Казахстана. Так это или нет, должен разобраться суд в США. Процесс уже идет долгие годы без существенных результатов. Председателя ВС Казахстана Кайрата Мами пресса обвиняет в создании самых коррумпированных судов в СНГ, нынешнего мэра Астаны Имангали Тасмагамбетова в финансовых аферах на строительном рынке, его коллегу из Алма-Аты Ахметжана Есимова в рейдерстве. Мол, попросту отобрал сахарный бизнес у опального зятя президента Рахата Алиева. Другому зятю президента Тимуру Кулибаеву досужая молва вменяет состояние в 12 миллиардов долларов нажитое непосильным трудом. До сих пор непонятно, как смог оказаться в журнале «Форбс» управделами президента Болат Утемуратов, экс-хозяин «АТФ-банка», оцененного более чем в миллиард евро. В этом же списке совсем небедных людей Казахстана, получающих заработную плату на государственной службе Нуртай Абыкаев, посол Казахстана в России. По сообщениям в прессе дипломат является совладельцем корпорации «Казахмыс» (входит в десятку крупнейших медных компаний мира) и ряда нефтяных компаний. Первый заместитель правящей партии «Нур Отан» Адильбек Джаксыбеков, экс-руководитель Администрации президента Казахстана - совладелец столичного холдинга «Цесна» и так далее и тому подобное.
Ну, а самое смешное, что главный и непримиримый борец с коррупцией в Казахстане председатель Агентства РК по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями Сарыбай Калмурзаев тоже оказался в двусмысленном положении.
Как-то весной, два молодых человека Нурбол Султан и Чингиз Досмухамбетов решили скинуться и купить 50% акций ОАО «Лариба-банк». Для чего потребовалась совсем мелочь, этак миллионов 25 «зеленых». В результате Султан приобрел 39,18% акций банка, а его товарищ Досмухамбетов остальные 10,18%. Покупателями половины акций банка оказались сыновья высокопоставленных госслужащих. Первый – сын борца с коррупцией Сарыбая Калмурзаева, а второй – сын Темирхана Досмухамбетова, министра туризма и спорта РК. Бизнесом друзья-банкиры до этой знаменательной покупки занимались от силы года три-четыре и то совсем мелким, однако это конечно не повод, чтобы сомневаться в чистоплотности главного борца с мздоимством в Казахстане. Так что, подводя итоги, можно сказать, что особо гордиться нечем, дурной пример, как известно заразителен.
Сергей Расов.
25.09.2008.
Сергей Александрович Расов, Казахстан (12 Ноября 2008 в 22:50:20)

ЖЖ скорее мертв, чем жив
Намеченный на 12-14 октября официальный визит в Казахстан федерального президента Австрии Хайнса Фишера не состоится. Об этом помещена информация на сайте радио «Азаттык». Официальная причина переноса визита Хайнса Фишера состоит в «возникших внутренних мероприятиях Австрии». Пресс-секретарь президента Австрии Айгнер Бруно пояснил, что глава Австрии будет заниматься формированием нового правительства в стране.
- Две недели тому назад у нас, в Австрии, были парламентские выборы. У президента Австрии также есть обязанности формирования нового правительства. Поэтому визит в Казахстан был отложен, - сказал пресс-секретарь президента.
Напомню, что существует иная версия срыва визита. В Австрии не утихает скандал о загадочном покушении на бывшего председателя Комитета Национальной безопасности РК Альнура Мусаева. Последний является другом и соратником Рахата Алиева, который в свою очередь на настоящий момент не только экс-зять старшей дочери президента Нурсултана Назарбаева, но и главный недруг главы государства. Также напомню, что Альнур Мусаев и Рахат Алиев заочно осуждены на родине к 40 годам тюремного заключения за тяжкие преступления. Однако они получили статус политических беженцев и легально проживают в столице Австрии.
Уже давно, Рахат Алиев грозится опубликовать скандальные подробности о жизни Нурсултана Назарбаева и его окружения в книге «Крестный тесть». Книгу пока, никто не видел. В интервью «Deutsche Welle», Алиев заявил, что «книгу «Крестный тесть» я написал. Она уже переведена на немецкий и английский языки. В ближайшие месяцы, заинтересованные лица смогут ознакомиться с данной книгой. Базируется она полностью на документальных фактах, на сведениях очевидцев». Однако в Казахстане Алиева опередили. Любители политических бестселлеров могут приобрести другой триллер под названием «Хроники политического маньяка». В этой книге Рахат Алиев представлен крайне несимпатичным персонажем склонным к изуверским пыткам, напоминающим зверства нацистов.
И вот новый поворот в этом противостоянии всесильного экс-тестя и опального экс-зятя.
Уже третий день пользователи интернета в Казахстане не могут попасть на свои странички популярного «Живого Журнала». В республике заблокирован доступ в «ЖЖ».
Сначала в ЖЖ не могли войти абоненты главного провайдера «Казахтелекома», а сейчас это невозможно сделать и все остальным. Пострадали и братья-киргизы, так как они используют каналы связи провайдеров Казахстана. Отмечу, что это не первый удачный опыт блокирования сайтов, которые несут негативную информацию о Казахстане.
По большому счету все уже привыкли, что на многие оппозиционные сайты газет и информагентств казахстанские интернет - пользователи вынуждены заходить через прокси-серверы. В том, числе и на сайт самого Рахата Алиева - www.kaztoday.ru. Теперь дело дошло и до «LiveJournal». Все дело в том, что Рахат Алиев оказал медвежью услугу казахстанским блогерам. Он открыл в «ЖЖ» свой дневник: rakhataliev.livejornal.com
И
тут же отреагировал, на то, чему поспособствовал:
- Живому журналу Kazakhstan Today удалось «повалить» LiveJournal, по крайней мере, в Казахстане и Киргизии. Не по своей воле, конечно - просто казахстанские власти опять не сдержались и заблокировали доступ всемирно известный блог-сайта. Мы расцениваем это как очередной шаг по законопачиванию щелей на зиму - долгую, холодную и хмурую зиму. Удивительно, что совпал этот шаг казахских властей и прислуживающих им спецслужб с приятной (правда, не для них) новостью - открытием личного блога Рахата Алиев в LiveJournal. Добро пожаловать по адресу rakhataliev.rus.ljgate.com/! И как обычно, пользуйтесь анонимайзерами, «утешает» экс-зять Нурсултана Назарбаева.
В общем, скандал в очередной раз получился «громким», а обычные пользователи «всемирной паутины» вынуждены заходить к себе через сайт mylj.ru. В ответ, возмущенные казахстанские блогеры пишут, что «чего мелочиться? Просто странно, что до сих пор не перекрыли доступ ко всем доменам com, а заодно и ru». Между тем, официальный представитель компании-владельца сайта Олег Морозов заявил: «это могут быть технические проблемы либо в Сан-Франциско, где у нас сервер, либо какие- то технические или иные проблемы в Казахстане. Точно мы сейчас сказать не можем».
Представитель «Казахтелека», тоже ушел «в отказ», мол, это «проблема хостинга владельцев сайта».
Соглашусь с Рахатом Алиевым, написавшим по этому поводу - «сколько суеты из-за нас», вот уж воистину: много шума из ничего.
Сергей Расов.
10.10.2008.
Сергей Александрович Расов, Казахстан (12 Ноября 2008 в 22:51:14)

СМИрно или «мордодел» Березовского в Вологде
На минувшей неделе в Вологде произошло прелюбопытное мероприятие. «Политический» вице-губернатор Вологодского правительства Владимир Касьянов, по совместительству курирующий СМИ Вологодчины собрал в администрации местных редакторов средств массовой информации. Собрал не прихоти ради, а дабы представить «акулам пера» московского эксперта-политолога Олега Матвейчева. В данном мероприятии должен был участвовать также и.о. главы Вологды Валентин Горобцов. Однако Валентин Михайлович от этой сомнительной «тусовки» уклонился. В отличие от Касьянова ему в политическом чутье не откажешь...
В самом начале встречи Олега Матвейчев проникновенно заявил, что разговор будет конфиденциальным, а посему попросил диктофоны убрать за ненадобностью. Выяснилось, что господин Матвейчев прибыл в Вологду с правительственным заданием курировать выборы главы областной столицы от имени и по поручению Администрации Президента России. Из дальнейшего спича Олега Анатольевича следовало:
Во-первых, что его не устраивает предвыборная ситуация и работа PR-команды на кандидата от «партии власти». Мол, что за ерунда, за два месяца уже три предвыборные стратегии сменили. Во-вторых, что выборы должны завершиться в один тур сокрушительной победой представителя «ЕдРо» Евгения Шулепова. (Мне всегда нравится это слово – «должны», интересно, что же задолжали Шулепову вологжане). В-третьих, популярно объяснил вологодским журналистам, что «в Вологде есть сила, которая заставит играть в команде тех, кто попытается помешать и подставить подножку». После чего уверенно заявил сомневающимся «несознательным» редакторам, что «победы Александра Лукичева» не допустят». Из сего вышесказанного представители СМИ должны были сделать вывод, что, правда за тем, за кем сила, административный ресурс и немереное количество денег, а соответственно, не стоит дергаться и плевать против ветра, если не хотят неприятностей. Да, вот тебе бабушка и Юрьев день!
Позволю напомнить с позволения сказать, политтехнологам Касьянову и Матвейчеву прописные истины и задать несколько вопросов.
На днях президент страны Дмитрий Медведев довольно ясно заявил, что Россия не «банановая республика», которая живет по «понятиям». Также напомню, что основным месседжем кандидата в президенты Дмитрия Медведева было – построение правового государства, в котором все равны перед законом, невзирая на статус и занимаемую должность. Соглашусь, что нормально и правильно когда перед началом выборной кампании журналистов собирает председатель облизбиркома Людмила Антонова или на худой конец ее городской коллега Сергей Голубев, чтобы еще раз разъяснить основные положения предвыборной агитации и призвать издания не допускать в своих публикациях «черного PR-а». Но скажите на кой ляд приехал в Вологду кремлевкий чиновник Матвейчев? Он, что вместе с Касьяновым не читал закона о местном самоуправлении и сответствующей Хартии? Или они не знают что предписыывает Конституция России и законодательство о выборах и СМИ? В таком случае гнать надо вышеупомянутых господ из органов власти поганой метлой. Потому, как цензура в стране запрещена, давление на СМИ в период предвыборной агитации может обернуться реальным сроком на нарах, а журналист имеет право и ОБЯЗАН информировать население объективно и всесторонне о достоинствах и недостатках кандидатов на выборные должности. И самое главное – местное самоуправление не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, какие на фиг, кураторы! К тому, же в Вологодской области есть главный федеральный инспектор Сергей Пастухов и в его обязанность входить отслеживать выборы и направлять аналитические записки полпреду Клебанову. Последний сам уж определит кому их далее переправить согласно «вертикали власти».
Я, конечно, понимаю, что «рыба гниет с головы» и перед глазами прекрасный образец губернатора. Он, как известно, высказывает по любому поводу свое «авторитетное» мнение от яйценоскости кур до теракта 11 сентября в США, но доколе Вологодчина будет «банановым регионом», где власть имущим начхать с высокой колокольни местного Кремля на российское законодательство?
Птенец гнезда Суркова
Что касается господина Матвейчева, то это отдельная песня. Даже беглое знакомство с биографией и плодами творчества «куратора» вызывает чувство стойкой изжоги. Судите сами. Как пишет еженедельный общественно-политический журнал The New Times, политтехнолог Олег Матвейчев сейчас «в фаворе» у Владислава Суркова. Для тех, кто не в курсе поясню, что Владислав Сурков в отличие от штатных пропагандистов «Единой России» в лице Сергея Маркова и Глеба Павловского редко выступает на людях. Тем не менее, именно он является автором концепции суверенной или управляемой демократии, нынешней неоконсервативной идеологии партии и приложил немало сил, чтобы на корню задушить либералов. Ныне он замглавы администрации Кремля, у Суркова собственный аналитический центр и доступ к телу президента и премьера. Его подчиненный Олег Анатольевич Матвейчев в свое время закончил философский факультет и работал преподавателем. Однако вовремя сообразил, что участие в предвыборных кампаниях сулит, куда большие гонорары, нежели нищенская зарплата педагога. За десять лет принял участие более чем в 200 проектах, начиная от выборов мэров и депутатов небольших городов до выборов депутатов ГД и губернаторов по всем городам и весям необъятной родины и ближнего зарубежья. Кроме этого, он открыл в себе литературный талант и регулярно выдает «на гора» пособия и книги по манипулированию избирателей. (У кого будет желание, почитайте на досуге его книгу «Уши машут ослом». Или хотя бы статью «Кандидаты – подставы. Некорректная избирательная технология», где в деталях расписываются технологии, как «замочить» конкурентов). Также Олег Матвейчев в свое время открыл немало контор и агентств по оказанию PR-услуг во время выборных кампаний и продвижения «нужных» людей во власть. С 2006 года на государственной службе. Консультант, а затем советник Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике. Однако, судя по его визиту в Вологду, переход на госслужбу никак существенно не повлиял на род занятий. Как был «мордоделом», так им и остался. Во избежание кривотолков поясню, что «мордодел», это совсем не ругательство, а дословный перевод красивого иностранного слова - имиджмейкер. Чем же знаменит политконсультант Олег Матвейчев? Прежде всего, полной беспринципностью. Вот лишь некоторые выдержки из его богатого наследия:
«…И наконец, кандидат. Это должен быть совершенно беспринципный, готовый сказать все что угодно в любой аудитории «Морякам - воду, рабочим - заводы, детям - мороженое, бабам – цветы». Итак, три элемента схемы: заряженный народ, свободные коммуникации, пустой, на все готовый кандидат. Отсутствие любого из элементов, отступление от идеала - разрушает схему.
(Лекция для учащихся ЦДО Уральского Государственного Университете им.А.М.Горького г. Качканар. 1996 год).
- А как же с выборами президентов, губернаторов...
- Губернаторов, как исполнительную власть вообще не нужно избирать. Что касается президента, то выборность - это недостаток. Первое лицо государства должно становиться таковым в силу наследования. Это лучше всего.
- Вы монархист???
- Да. Все три ветви власти должны формироваться по разному принципу: представительная через выборы; исполнительная - через карьеру, власть первого лица - через наследование.
(«Посредник между Народом и Политиком». Интервью О. Матвейчева газете «Ведомости» от 29 августа 1996 года).
«В мой практике есть пример, который я все время привожу. Мэр одного города имел перед выборами рейтинг непопулярности 64%, т.е. 64%, людей говорили, что этого человека «надо в тюрьму, а он собрался на второй срок». Через пять недель после того, как за дело взялись мы, этот мэр был избран на второй срок. Мы просто убедили их, что «лучше свой вор, чем чужой». Мы вывели из борьбы тех соперников, которые бы могли составить конкуренцию, а основным соперником сделали того, кто действительно подходил на роль «чужого вора», а потом доказали, что так оно и есть».
(«Политические консультанты как субъекты политики». Стенограмма лекции для учащихся Института переподготовки кадров Агробизнеса г.Тюмень, 1997г).
«Сам Матвейчев неоднократно заявлял, что готов провести успешную кампанию вообще без какого бы то ни было кандидата, главное, чтобы был оппонент и развитое информационное поле. По некоторым сведениям, еще летом 98-го Олег Матвейчев провел предварительные переговоры с представителями Бориса Березовского, и от него ждали результатов. В распоряжении Матвейчева оказались сотни тысяч долларов, десятки, если не сотни людей-чиновников, журналистов, психологов, специалистов по шпионажу... говорят, были даже экстрасенсы. Видеостудии, издательские станции, спутниковая связь, системы связи и прослушивания. С их помощью новому холдингу предстояло в очень сжатые сроки создать черную, клеветническую виртуальную реальность для полуторамиллионного города. Забегая вперед, необходимо отметить, что Олег Матвейчев добился-таки своего. Говорят, сейчас он работает на Березовского в Москве, и с помощью его методики довольно успешно плющат Лужкова с Примаковым...
(«За Росселя проголосовал 25 кадр». Газета «Точка отсчета», декабрь 1999).
«Тот же самый Березовский, …объединил политическую и экономическую элиту перед лицом красной опасности. Этот человек – профессиональный посредник. У него есть дар, чутье на «общие интересы». И страдаем мы не от того, что есть Березовский, а от того, что он один. Больше Березовских! Хороших и разных!»
(«Не надо пугать народ Березовским». О. Матвейчев. Статья в еженедельнике «Регион-эксперт», июнь 1999).
«Я могу дать стопроцентную гарантию, что если я, например, возьмусь за рекламную кампанию, скажем, на рынке сотовой связи, я за месяц-два просто-напросто уничтожу конкурентов, а одну фирму сделаю монополистом. Политические консультанты – это своеобразные «отморозки».
(«Политические консультанты могут оставить обычных рекламистов без работы». О. Матвейчев. Интервью журналу «Паблисити», февраль, 1999)
«Найдите, наконец, убийцу Листьева, Холодова, Меня и других. Наплевать, кто будет этот убийца. Пусть это будет просто дядя Петя из колхоза «Рассвет». Пусть один раз пройдется перед кинокамерой в наручниках. Заплатить ему сотку, чтобы молчал. И все. Пусть народ увидит, что «убийцу поймали». И успокоятся, и власть похвалят. Вот какими вещами надо заниматься!»
(Из доклада О. Матвейчева на всероссийском семинаре-конференции « Общество- выборы- СМИ 2000»).
«Мой кандидат, например, скупает все СМИ на корню, обрубает действующей власти информационные потоки, препятствует получению финансов, вредит социально-экономическим мероприятиям, чем усугубляет кризис. А все газеты представляют его как «бедного несчастного борца с зажравшейся действующей властью». Гневу народному нет предела. Это уже много раз проверенный фокус».
(О. Матвейчев. «Грязная реклама». Комментарии к дискуссии в интернет-форуме
«Политические технологии», 2001г.)
«На территории Приднестровской Молдавской Республики активно действует группа «черных» пиарщиков из России во главе с неким Олегом Матвейчевым. Данное лицо представляет информагентство «Новый регион» и специализируется на политических провокациях. Так на большинстве округов ими открыты так называемые «московские социологические центры», которые, по сути, являются местами массового подкупа избирателей». (www.proriv.org/), 2004 г.
День Сурка
Как впечатление уважаемый читатель? Все эти и масса других откровений призванного в Вологду «мордодела» вы можете легко найти во всемирной паутине, то есть интернете.
Если честно, то я даже не столько шокирован, тем, что подобные «Матвейчевы» процветают и находятся на госслужбе, а тем, что они еще и имеют наглость встречаться с журналистами и цинично поучат уму-разуму. Еще более удивителен «провал» областного правительства, ну ладно, тихо, мирно пригласила спеца по черным технологиям… Но ведь после этого губернатор Позгалев будет традиционно обвинять оппонентов и конкурентов в грязи которую они вылили на Вологду! Вот уж чья, бы корова… Я, конечно, понимаю, что «единороссам» очень бы хотелось, чтобы «День Сурка» продолжался вечно. А партия «Единая Россия» словно КПСС имело неограниченную монополию на власть. Однако приезд поклонника Бориса Березовского и одновременно монархиста Матвейчева для «раскручивания» Евгения Шулепова говорит о том, что дела у дублера Валентина Горобцова идут, не просто плохо, а очень плохо. А вот эта уже хорошая новость, которая свидетельствует, что вологжане не стадо баранов, которые легко идут под нож заезжих «мордоделов».
Сергей Расов. 23.09.2008.

Сергей Александрович Расов, Казахстан (12 Ноября 2008 в 22:53:14)

Не виноватая я... или «скелет в шкафу» от «Вологодской недели»
В последнем номере газеты «Вологодская неделя», которая наряду с «Красным Севером» являются рупором Правительства и губернатора Вологодской области опубликована любопытная статья Игоря Дмитриева «Судить нельзя оправдать» (электронный вариант: www.vn.vic35.ru/piece_of_news.php?fID=2832#no), о минувших днях и бурной деятельности председателя городского комитета ЖКХ, а ныне и.о. главы Вологды и потенциального кандидата на кресло мэра областной столицы Валентина Горобцова. Учитывая, что в статье делается недвусмысленный намек на некие силы и «людей, которые «активно муссируют тему «уголовного прошлого» Горобцова» и что их инсинуации яйца выеденного не стоят, то я посчитал необходимым ответить по существу статьи. Дело в том, что кроме моего материала «Уволен, «по собственному желанию» или кто придет на смену мэру Вологды» (wobla.ru/news/1078977.aspx) в вологодской прессе никто «активно» не «муссировал» тему «уголовного прошлого» Горобцова, что и понятно ссориться со ставленником губернатора себе дороже. Сразу хочу отметить, во избежание кривотолков, что никакой личной неприязни к Валентину Михайловичу Горобцову я не испытываю. Детей вместе не крестили, на брудершафт не пили, денег не «пилили». Однако это еще не повод, закрывать глаза на очевидные факты, черное выдавать за белое, а вологжан потчевать «сказками» выдавая желаемое за действительное. Впрочем, обо всем по порядку.
Вся статья человека скрывающегося под псевдонимом «Игорь Дмитриев», просто вопиет о справедливости по отношению к Валентину Горобцову и оставляет весьма странное впечатление. С одной стороны – вроде как против судимости экс-подполковника Горобцова не попрешь (что было, то было), однако если очень хочется то можно. Сделать из него белого и пушистого, невинно пострадавшего за службу и Отечество.
«С точки зрения законов юридических (не говоря уже о человеческих), никакой судимости у Валентина Михайловича нет - она давно погашена, и ни он не должен о ней упоминать, ни мы не имеем морального права о ней спрашивать», безапелляционно заявляет «Игорь Дмитриев» в первом пассаже своей обширной статьи (далее курсивом выделены избранные места из статьи в «Вологодской неделе»-прим.авт). Не соглашусь с коллегой, каждый из нас проходит свой жизненный путь и несет ответственность за содеянное. И если уж суд (заметьте, а не человеческая молва) назвал Валентина Горобцова - вором и взяточником, то этот «крест» он будет нести до конца своих дней. Что касается «не спрашивать», то очевидно журналисту «Игорю Дмитриеву» пора менять профессию и переквалифицироваться в управдомы к Валентину Михайловичу, там вероятно ни о какой судимости спрашивать не будут.
«Во-первых, командир войсковой части имел возможность в те годы, будь у него такое желание, простите за грубость, воровать миллионами. Горобцову предъявили обвинение в незаконной продаже двух тонн картошки, хранении дома боеприпасов… и получении мзды в виде стройматериалов… Во-вторых - то, что суд в итоге закончился освобождением Валентина Михайловича из-под стражи. …. они на корню ломают версию о «расхитителе» Горобцове, буквально не оставляя от нее камня на камне!»
Потрясающая логика! Если воровать так миллион, если танцевать, так королеву! Впрочем, с миллионами у Валентина Горобцова, как раз все в порядке. У скромного подполковника следственная группа обнаружила на банковском счету почти шесть миллионов рублей, несколько земельных участков в пригородах Череповца, на одном из которых он возводил особняк, в том числе на средства вверенного ему военного подразделения, а не только картошку и стройматериалы. Кроме этого, при обыске у него нашли целый склад боеприпасов - от патронов до детонаторов и гранат. Причем как выяснили опера, боеприпасы Горобцов раздавал милицейским чинам УВД Череповца для охотничьих забав.



И уж совсем некорректно передергивать факты. Освобожден был Валентин Горобцов не по причине отсутствие в его деяниях состава преступления, а как преступник, отбывший свой срок под стражей, пока шло следствие. Так что уж не знаю, какую такую «версию о «расхитителе» Горобцове ломают эти «подробности».
Оставлю без комментариев, душещипательную часть статьи о лихих 90-х и чести мундира, которую, по мнению автора, командир отдельного моторизованного батальона 5547 Валентин Горобцов никак не запятнал. То что, 35-летний офицер Валентин Горобцов развернул бурную деятельность по приезду в Череповец, конечно можно поставить ему в заслугу, хотя, что в этом героического? На то и «батяня-комбат» чтобы заботиться о вверенной ему части, естественно неукоснительно соблюдая законы и соответствующие приказы и распоряжения вышестоящего командования. А вот с этим, как раз и не все так гладко.
«Офицерская зарплата начала 90-х, которую иначе как издевательской назвать было нельзя, выплачивалась с многомесячными задержками. А жить как-то надо. Что делать? И он негласно дает разрешение офицерам подрабатывать на охране череповецких объектов. Позже, в ходе следствия по «делу Горобцова», кое-кто из сослуживцев, работавших на охране управления «Жилстрой», заявит о том, что все работавшие таким образом ежемесячно отчисляли своему командиру из зарплаты по 100 рублей «с носа». …Сейчас, по трезвом размышлении, понимаешь, что все обвинительное заключение против Горобцова изобилует подобными натяжками. Видимо, дело было не столько в конкретных эпизодах, сколько в общей задаче - свалить строптивого командира любой ценой».
Прямо не скромный командир воинской части, а, по крайней мере, оппозиционер Михаил Ходорковский в рядах ВС России! Напомню, чтобы «свалить строптивого командира» понадобилось несколько следователей и с десяток оперативников федеральной службы контрразведки, а материалы уголовного дела уместились в 17 томах! Теперь по поводу «100 рублей с носа». Как писала вологодская газета «Премьер» составлялись ведомости на выплату материальной помощи офицерам, но «никаких денег они не получили. По приказу командира офицеры расписывались в ведомостях, а деньги, 54 тысячи 620 рублей, как предположило следствие, ушли в карман комбата Горобцова». И далее,
«Валентин Горобцов и его первый заместитель майор Зинченко ухитрялись делать деньги даже на картошке для солдат. Солдатики охраняли Шухободские поля, колхоз рассчитывался за их работу картофелем, но он уходил не в часть, а в Шексну, на закупочную базу. Таким образом, Горобцову с Зинченко удалось прикарманить еще 36 тысяч рублей. Солдаты отдавали деньги комбату и за то, что он пристроил их охранять в ночное время суток недостроенные объекты. А когда отец одного из призывников попросил комбата уволить его сына со службы раньше срока, Горобцов назначил цену - 1000 квадратных метров деревоплиты для строительства его новой дачи».
Кстати, «Игорь Дмитриев» приводит в своей статье, слова некоего Юрия Грубича о том, что «пахать приходилось с пяти утра и до десяти вечера, а порой и вообще не случалось ложиться. Но зато я был уверен в том, что могу с любым вопросом - служебным или бытовым - обратиться к командиру, и он будет решен». В общем «пахал» Валентин Горобцов по-путински: «как раб на галерах». Однако родина служебное рвение «настоящего полковника» не оценила. Вернее оценила в соответствии со статьями Уголовного Кодекса Российской Федерации. Впрочем, не все сослуживцы по достоинству оценили воинский пыл командира.
Например, в статье есть упоминание о неназванном прапорщике, которого Валентин Горобцов поймал на воровстве «причем в самой гнусной и мелочной его форме - по три банки сгущенки с ящика. Состоялся суд офицерской чести, виновного уволили, не заводя никаких дел, однако человек ушел не с осознанием своей вины, а с обидой на тех, кто лишил его «доходного места». Оказывается этот прапорщик накляузничал в Военную прокуратуру, вероятно на все 17 томов уголовного дела. И действительно если уж воровать, так не три банки сгущенки, а миллионы!
Однако «листая материалы уголовного дела, вдруг понимаешь, что предъявить Валентину Горобцову собственно было нечего», со знанием дела далее рассуждает «Игорь Дмитриев» и вообще «порой и гораздо больший список «прегрешений» имеется практически за каждым руководителем любого хозяйствующего субъекта». Поскольку сам Горобцов ни на следствии, ни в суде своей вины не признавал, все обвинение базировалось на свидетельских показаниях. То, какими способами эти показания получались, заслуживает отдельного внимания. Как рассказал Олег Марус, заместитель командира части по политической и воспитательной работе, следствие по делу велось достаточно жестко. Достаточно сказать, что свидетелей допрашивали сотрудники, скажем так, не только военной прокуратуры - не иначе, как делу пытались придать крутой антигосударственный оборот».
Все-таки «Игорь Дмитриев» явно думал о ком-то другом. Перепутал фигурантов, ну при всем желании не «слепить» из «невинно пострадавшего» Валентина Горобцова Михаила Ходорковского. Хотя автор и всячески старается поставить под сомнение вердикт суда, глубокомысленно намекая, «что на Горобцова был сделан «заказ» откуда-то сверху». Жаль только, что журналист не назвал нам этих коварных властителей мира, желающих расправиться с бравым подполковником.
Что касается суда, то это отдельная новелла. Соглашусь с «Игорем Дмитриевым», что наш суд не самый гуманный суд в мире. В своем праведном порыве, автор объясняет решение суда по делу Горобцова заботой о статистике по раскрытию преступлений, корыстным расчетом следователей о вожделенной премии, и даже потенциальным уроном бюджету региона от оправдания подсудимого…. Полный бред!
«Теперь вы понимаете, что в России «он же сидел!» может означать очень и очень разные вещи», убедительно резюмирует автор. Понимаем, как же не понять. Правда, почему Валентин Горобцов после вынесения приговора не подал кассационную жалобу, добиваясь реабилитации, не понимаю. Ибо если ты невиновен, то борись за свое чистое и светлое имя, а если уж «рыльце в пушку», то не стоит прибегать к столь сомнительному оправданию со стороны адвоката-журналиста, скрывающегося под вымышленными данными, да еще и накануне выборов главы Вологды.
И последний, заключительный аккорд:
«Валентин Михайлович Горобцов не судим. Ибо судимость его была снята ещё в конце прошлого века. Валентин Михайлович Горобцов не судим. Ибо Вологодский гарнизонный военный суд был вынужден дать ему наказание в виде фактически отбытого под стражей срока, что в российских реалиях равносильно оправданию. Валентин Михайлович Горобцов не судим. Это у него украли два года жизни…», словно гвозди под занавес пьесы, вбивает в читателей «Игорь Дмитриев». Снимаю шляпу перед пером коллеги! Умри, лучше не скажешь!
На это поступим также и приведем официальный ответ на мой запрос о виновности и судимости ныне и.о. главы Вологды Валентина Горобцова:
«На ваш запрос от 1 июля 2004 года, сообщаю, что 15 апреля 1997 года подполковник Горобцов Валентин Михайлович военным судом Вологодского гарнизона признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 290 ч.4, 218-1 ч.2, 222 ч.1, 147-1 ч.2 УК РФ. Военный прокурор Вологодского гарнизона, полковник юстиции Звягинцев М.Л.».
Небольшая справка:
Статья 290 ч.4 УК РФ – получение должностным лицом лично или через посредника взятки… Четвертая часть данной статьи говорит о получении взятки: группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, в крупном размере…
Статья 218-1 ч.2 УК РФ – хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ.
Статья 222 ч.1 УК РФ – незаконное хранение, перевозка передача, сбыт или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Статья 147-1 ч.2 УК РФ – присвоение вверенного имущества.
Если и эти факты тоже «на корню ломают версию о «расхитителе» Горобцове, буквально не оставляя от нее камня на камне», то тогда уж впору мне переквалифицироваться в управдомы.
Сергей Расов. 24.07.2008.
Эксперты для гражданского общества , г. Москва (13 Ноября 2008 в 13:04:35)

Антонина Анохина, Радиф Назыров

ХМАО - Югра

В автономном округе до сих пор не утихает коррупционный скандал вокруг медиа-холдинга, созданного два года назад под патронажем правительства Югры.


За фасадом красивых слов

Когда в декабре 2006 года окружные чиновники учреждали ОАО «Издательский дом «Новости Югры», идея казалась просто замечательной. И действительно - управляющая компания объединяет в единое целое шесть типографий и несколько редакций газет, что позволит не только эффективно управлять этой структурой, но и окажет определенную экономическую пользу бюджету нефтяного края.
Генеральным директором вновь образованного медиа-холдинга назначили 33-летнего Алексея Двизова. На страницах подконтрольных газет и интернет-ресурса Ura.Ru новоиспеченный директор тогда всячески восхвалял перспективы нового детища.

«Опыт издательского дома уникален, потому что ему пока нет аналогов в России… В Югре подошли к процессу консолидации медиа-активов более глобально».

Действительно, к концу 2007 года в медиа-холдинге планировалось объединить около 20 полиграфических предприятий различной направленности. Однако уже в сентябре 2007 года выяснилось, что под маркой медиа-холдинга назначенные управленцы Алексей Двизов, Владимир Рыжук и Вячеслав Титов решают очень далекие от организации самоокупаемого медиа-пространства задачи. Пользуясь авторитетом окружного правительства и лично губернатора Югры Александра Филипенко, топ-менеджеры холдинга стали увольнять директоров типографий из различных городов Югры.
Схемы использовались самые разнообразные. Так, руководителям типографий, подчиненных окружной Думе или правительству, предлагалось подписывать с издательским домом Югры беспроцентные договоры займа.

По этим документам полиграфическим производствам в добровольно-принудительном порядке предлагалось отдать 50 процентов прибыли и 80 процентов амортизационных отчислений. Причем, прибыль предлагалось отдавать «живыми деньгами», то есть, наличными, несмотря на то, что амортизационные отчисления - это деньги, которые существуют только на бумаге.

При этом Алексей Двизов не уставал пиарить свои «благие» начинания. Так, в одном из интервью он утверждал: «Создавая издательский дом и консолидируя там принадлежащие правительству печатные активы, власти Ханты-Мансийского АО преследовали четкую задачу - добиться эффективного управления прежде разрозненными предприятиями…» Получается, что Департамент государственной собственности правительства ХМАО, которому подчинялись практически все полиграфические предприятия и СМИ округа, на протяжении полутора десятков лет руководил ими неэффективно. Как же тогда пример той же Сургутской типографии, которая всегда была не только прибыльной, принося миллионные доходы, но и являлась победителем международных конкурсов полиграфического мастерства в Париже? А успешная многолетняя деятельность Советской типографии?

У Двизова и на эти вопросы нашелся весьма «убедительный» аргумент.

- Мнимое многолетнее финансовое благополучие этих предприятий и управленческая независимость была ошибкой,- заявил он в одном из интервью.

Сермяжная правда

Сургутская типография на протяжении ряда лет была одним из самых мощных и стабильно развивающихся полиграфических предприятий округа. В «смутные-девяностые» прошлого века, когда все рушилось и разваливалось, а предприятия с миллионными активами скупались за бесценок, именно в Сургуте родилась идея покупки нового полиграфического оборудования. Для этого нужны были деньги - крупный кредит. Но, как известно, кредит нужно гасить регулярно, а оборудование могло начать давать прибыль через некоторое время. Выход был найден, и он был до удивления прост. Все работники типографии добровольно отказались от получения зарплаты на определенный срок и этими деньгами гасили кредит. Через какое-то время кредит был погашен, людям вернули долг по зарплате, и даже появилась возможность выплачивать премиальные за перевыполнение плана.

Затем Сургутская типография приобрела (опять же за счет собственных средств) новую печатную газетную машину, выпускающую одновременно 32 полосы. На ней, кстати, сейчас печатается и окружная газета "Новости Югры". Однако для успешной работы на рынке необходимо постоянное внедрение новых технологий. Особенно в полиграфии... Четырехкрасочная листовая печатная машина перестала удовлетворять потребности стремительно развивающегося югорского рынка. Было принято решение о приобретении новой, более современной печатной машины. Опять же за счет собственных средств!

Однако данным планам не суждено было сбыться. У руководства издательского дома были совершенно иные цели. И директор Сургутской типографии Наталья Шириева в данные цели никак не вписывалась. Тем более что она первой из директоров воспротивилась придуманной новым руководством издательского дома А.Двизовым и В.Рыжуком схеме выкачки финансов в виде аммортизационных отчислений. Шириева написала на имя Двизова служебную записку, в которой аргументировано и убедительно доказала порочность данной схемы.

Однако ее служебную записку новоявленные топ-менеджеры не только не проанализировали, но даже побоялись озвучить на совете директоров. В отместку они написали в ОБЭП заявление о привлечении директора Сургутской типографии Н.Шириевой к уголовной ответственности. Причем, заявление это было подано от имени и.о. директора Блиновой Н. Как позже выяснилось, она данное заявление в глаза не видела. Ее подпись была подделана новоявленными топ-менеджерами издательского дома.

Одновременно с увольнением Шириевой Н. Двизов ликвидировал и договоренность с фирмой «Иприс» о приобретении более современной полиграфической машины. И это несмотря на то, что сделка носила весьма выгодный и перспективный характер. Новая печатная машина приобреталась у фирмы по льготной цене с экономией порядка 200 тысяч евро, да и аванс был уже проплачен.

Аналогичная ситуация сложилась и в Советской типографии, которая должна была приобрести четырехкрасочную листовую печатную машину за счет собственных средств у той же фирмы "Иприс" со значительными скидками.
Но деньги были срочно востребованы издательским домом. Практически одновременно со срывом договоров по поставке новых печатных машин для типографий издательский дом приобретает в собственность элитную квартиру в Ханты-Мансийске за 4,5 миллионов рублей, в которую после проведенного ремонта вселился генеральный директор А.Двизов.
Сегодня Сургутская типография потихоньку скатывается в финансовую яму. Уже пришлось брать кредиты на выплату заработной платы…

«Караул! Провокация!»

Такова реакция А.Двизова на любое высказанное несогласие с его политикой выкручивания рук в подконтрольных ему СМИ и «дружеском» интернет-ресурсе. Как же иначе? Продвинутым «рыночникам» отчаянно сопротивляются «заскоруслые» ретрограды!

Мы нисколько не удивимся, если и нас обвинят во всех смертных грехах. Такова тактика А.Двизова.
Так произошло со статьей «Издательский дом на воеводстве», опубликованной в «Сургутской трибуне» в феврале 2007 года. Журналист С. Кутергина поведала читателям, что руководство медиа-холдинга взимает с редакции деньги не только в счет амортизационных отчислений и чистой прибыли, но и в "счет будущих услуг"(!), предоставляемых издательским домом газете, что платежи за печатание газеты нужно перечислять не Сургутской типографии, а непосредственно издательскому дому. И о многом другом, от чего у читателей складывается впечатление, что главное «революционное» преобразование медиа-структур округа компанией Двизова сводится к банальному перераспределению денежных потоков.

Газета "Сургутская трибуна" с этой статьей вышла на день позже обычного графика, так как новый руководитель типографии В. Титов - протеже Двизова - узнав о крамольной статье, тут же приостановил выпуск газеты. Вряд ли бы номер вышел в свет, если бы ситуация не вышла из-под контроля Двизова. Только вмешательство окружных властей позволило журналистам газеты донести до читателя тот беспредел, который Двизовым именуется «уникальным опытом».
Авторитет губернатора беспределу порука?

Во всех своих многочисленных пиар-инсинуациях Двизов постоянно подчеркивает правительственную принадлежность холдинга и прикрывается авторитетом губернатора.
В газете "Новости Югры" (№ 193) ее главный редактор и по совместительству генеральный директор медиа-холдинга А. Двизов, видимо, решил, что пришла пора рассказать о достигнутых результатах своего детища. И бодро так начал "…за год мы с коллегами (читай, с В.Рыжуком и В. Титовым) построили такую схему, что у каждой типографии, каждой газеты, появилась возможность привлечения заемных средств, о чем раньше и мечтать не могли…" Вот так, лихо. О том, как происходило в Сургутской типографии с заемными средствами, читатель уже знает. С прибыльных предприятий холдинг сумел за короткий промежуток вытрясти порядка 10 млн рублей.

"Модернизировано оборудование Кондинской типографии "- вещает далее генеральный директор, видимо, серьезно полагая, что приобретение цветного принтера и есть модернизация? Или "…погашены все прежние долги Няганской типографии". Погашены-то погашены, только деньги за погашение типография будет возвращать издательскому дому согласно заключенного договора. "В Советском холдинг выкупил у муниципалитета часть здания, необходимой для размещения типографии." А это и вовсе ложь! Выкупила часть здания Югорская лизинговая компания. А где, интересно знать, полиграфическая фабрика, которую господин Двизов обещал построить в Сургуте? Где газеты холдинга, распространяемые по всей Федерации от Владивостока до Калининграда, обещанные им же? Какие деловые контакты на сегодня завязаны с Чеченской республикой, о чем в свое время вещал генеральный директор?

Но особый интерес у нас вызвало высказывание г-на Двизова, что "…все действия менеджмента издательского дома подтверждены результатами независимого аудита…"Видимо, речь идет о тех аудиторских проверках типографий по заказу руководства холдинга, которые фирмы не имели права проводить. Одна из них - "Бизнесинформ групп", созданная по инициативе заместителя Двизова А. Владимиром Рыжуком(!) не имела не только лицензии, она и возникла-то буквально за несколько дней до проверок. Тем не менее, за проведенный незаконный аудит холдинг перечислил ей около миллиона рублей. Причем, в платежных поручениях предприятий, которые перечисляли деньги на счет данной фирмы, руководство холдинга рекомендовало написать совсем другую формулировку.
А нужно было все это действо, видимо, только для того, чтобы А.Двизов мог отрапортовать на страницах подконтрольных СМИ: "….документы подтверждают: управление издательскими активами Югры до начала медиа-реформ осуществлялось неразумно и нерационально, с убытками для учредителей…" Только вот парадокс - документов этих не видели ни в одной типографии.

Кто подставил губернатора Югры?

Скандал в медиа-холдинге дошел до окружного арбитражного суда. И департамент государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа вынужден был в начале марта этого года инициировать проверку финансово-хозяйственной деятельности самого медиа-холдинга.

Даже сухой язык документа не может скрыть изумления проверяющих… Теперь цитаты: «На момент проведения ревизионной проверки ОАО «Издательский дом «Новости Югры» (далее - Общество) бухгалтерская (финансовая отчетность) Общества за 2007 год не сформирована… Отсутствие бухгалтерской отчетности и бухгалтерских регистров не позволили изучить и оценить результат финансово-хозяйственной деятельности общества в полном объеме. В ходе проверки были рассмотрены только первичные документы».

Дальше - больше: «В 2007 году Общество осуществляло производство и выпуск следующих печатных изданий: газета «Аргументы недели» (выпускается с июня 2007 года); газета «Спортивная страна» (выпускается с июля 2007 года); газета «Бизнес-экспертиза» (выпускается с октября 2007 года). …Убыток от выпуска и реализации вышеуказанных печатных изданий в 2007 году составит не менее 3,5 млн. рублей». Напомним читателям: 17 декабря 2007 года на сайте «Ura.Ru» появляется интервью с Алексеем Двизовым под жизнеутверждающим заголовком: «Государственные медиа-активы Югры начали приносить прибыль». Между тем бюджет ОАО «Издательский дом «Новости Югры» за 2007 год в бюджетной комиссии Департамента по управлению госимуществом правительства ХМАО защищался с убытками в размере не менее 14 миллионов рублей.

В отчете специалистов Департамента по управлению госимуществом на 9 страницах много деталей и самых пикантных подробностей. Размер нашего материала не позволяет говорить обо всех. Вспомним только самые фееричные…

Супчик из города Парижу

Красиво жить не запретишь. Поэтому должностные лица убыточного предприятия вполне могут себе позволить поездить за границу за госсчет. Окружной бюджет большой - он все спишет… Снова цитаты: «Считаем необходимым обосновать целесообразность следующих расходов: «Участие Двизова А.Н. в 77-ом конгрессе Международной ассоциации газетного маркетинга с 24.04.2007 г. по 29.04.2007 г. (отчет о служебной командировке отсутствует), которое состоялось в г.Париже. Расходы по данной командировке составили 160 897 рублей». Классное время! Пять дней в Париже. Примерно 6700 долларов израсходовано. А потом все это можно списать на убытки своего предприятия…

Цитируем дальше: «Аренда автомобилей по договору № 27/0507 от 01.04.2007 года с Марковым С.В., по договору № 28/0507 от 01.04.2007 г. с Рыжук В.А. Арендная плата в месяц составила 57 500 руб. по одному договору. Платежи выплачивались до конца года. Общая сумма арендной платы составила 1 035 000 рублей». Работали на предприятии люди. Сдавали предприятию в аренду свои личные автомобили (т.е. сам езжу - сам за это деньги получаю). 57 500 рублей в месяц. Вторая зарплата, причем неслабая. Красиво жить не запретишь, правда?

А вот еще: «Командировочные расходы Потехиной Е.В. в Японию г. Осака (организация не указана) для решения производственных вопросов с 17.08.2007 г. по 06.09.2007 г. на сумму 72 454,33 рублей». Конечно, Елена Потехина - не Алексей Двизов. Но почти три недели потусоваться в Японии «для решения производственных вопросов» (может, для продвижения на японском медийном рынке окружной газеты «Новости Югры»?), потратив при этом около 3 тысяч долларов - ну оооочень хорошая тема!

Кстати, газеты «Спортивная страна» и «Бизнес-экспертиза» уже закрыты. Ввиду их полной и тотальной нерентабельности. Обучение основам газетного маркетинга в городе Париже Алексею Двизову явно не пошло на пользу…
Еще очень серьезные вопросы вызывает квартира на улице Дунина-Гаркавича, купленная «топ-менеджеру» Двизову за 4,5 миллиона рублей, а потом еще и отремонтированная (об этом также писала ханты-мансийская газета «Мой город без цензуры»). Разумеется, не из прибыли покупали и ремонтировали менеджерское «гнёздышко» - ибо прибыли у ОАО «Издательский дом «Новости Югры» и в помине нет…

Зри в корень!

За спиной всех этих, с позволения сказать, «реформ», стояли вице-премьер окружного правительства Олег Гончаров и начальник Департамента по информационной политике правительства ХМАО Павел Манченко. Отсюда вопрос: как так получилось, что абсолютно здравая идея губернатора Югры Александра Филипенко об объединении различных медиа-активов стала реализовываться совершенно негодными средствами и совершенно негодными людьми? Была ли личная заинтересованность в подобного рода «реформах» у господ Гончарова и Манченко? Были ли соответствующие «откаты»? Похоже, решать эти вопросы придется следствию в рамках отдельно взятого уголовного дела. Ибо хотели, как лучше, а получилось, как всегда…

Деньги превыше справедливости

Как практикуется во всех солидных изданиях, а к таковым относится и «Российская газета», корреспондентами которой мы являлись, потребовался комментарий заинтересованных лиц. Мы обратились к председателю совета директоров медиа-холдинга, заместителю председателя правительства ХМАО-Югры Олегу Гончарову. В телефонном разговоре с одним из авторов статьи он нашел удивительное объяснение убыткам, которые возникли за время годовой деятельности медиа-предприятия: оказывается, все эти растраты не иначе как «инвестиционные расходы», а деньги руководство издательского дома Югры имеет право тратить по своему усмотрению. Кроме того, он начал говорить о том, что ему удастся через Москву в любом случае остановить наше журналистское расследование. Тогда мы решили отправить официальный запрос от имени редакции…

В своем запросе на его имя мы просили ответить на следующие вопросы: первое- почему на момент проверки, т.е. на 1 апреля 2008 года, бухгалтерская, финансовая отчетность за прошедший, 2007 год, в медиа-холдинге не была даже сформирована?
Второе: из-за чего в 2007 году у издательского дома возникли убытки в размере более 14 миллионов рублей?
Третье: правда ли, что аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности Советской, Сургутской, Няганской и Нефтеюганской типографий в прошлом году медиа-холлдинг доверил подставным тюменским фирмам, не имевшим законных оснований для такой деятельности? Будут ли восстановлены на своих должностях директора этих полиграфических компаний, которые были незаконно, как они сами утверждают, уволены после этих проверок?

Также мы хотели узнать, почему выпускаемые медиа-холдингом издания «Аргументы недели», «Спортивная страна», «Бизнес-экспертиза» - реализовывались с убытком в 3,5 мил рублей? Из-за чего не обоснованы целесообразность расходов и экономическая эффективность командировочных расходов Двизова А.Н. (г.Париж, Франция, с 24 по 29 апреля 2007 г) на сумму в 160 897 рублей, Потехиной Е.В. (г.Осаго, Япония, с 17 августа по 6 сентября 2007 г) на сумму 74 454, 33 рубля? Каким образом была рассчитана арендная плата за автомобиль Маркова С.В. по договору №27/0507 и Рыжука В.А. по договору №28/0507, в результате которых платежи указанным лицам составили 1035 000 рублей?

Также просили пояснить, насколько экономически обоснована плата за услуги по написанию 10 бизнес-планов по договору медиа-холдинга с ООО «Власта» (общая стоимость составляет 1 1666 000 рублей)? Оприходована ли медиа-холдингом компьютерная техника, закупленная у ИП Осинцева А.А. на сумму 293 880 рублей (акт выполненных работ №28 от 26.09.2007 г)? Если нет, то почему, и куда она делась?

Ревизионная комиссия установила не менее 13 серьезных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности издательского дома «Новости Югры». В том числе, необоснованные никакими документами заработные платы и доплаты, а также премии отдельным сотрудникам медиа-холдинга (переплата одному только Двизову А.Н. составила более 200 000 рублей): полное отсутствие табелей учета рабочего времени, утвержденных генеральным директором предприятия; незаконно оплаченные услуги на печать и монтаж баннера, экспересс-доставка, командировочные расходы, имеющие отношение к деятельности стороннего учреждения - газете «Новости Югры». Какие меры приняты для устранения вышеуказанных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности издательского дома «Новости Югры»? Кто из руководства медиа-холдинга несет ответственность за эти нарушения».

Вместо ответа на данные вопросы председатель совета директоров медиа-холдинга Олег Гончаров сразу же начал кампанию против журналистов. Главный аргумент к руководству газеты был один - мы вам деньги платим. Действительно, у «Российской газеты» с правительством ХМАО-Югры существует договор об информационном обслуживании. Господин Гончаров грозился его прервать. Финансовый директор Западно-Сибирского регионального представительства «Российской газеты» Н.Беломоина предпочла деньги справедливости и наложила запрет на публикацию данного материала на страницах регионального приложения «Российской газеты».

В знак протеста корреспонденты, авторы данной статьи, были вынуждены
уволиться из издания.

Источник www.press-attache.ru/Article.aspx/week/4697

Спасибо Наталье за ссылку...
Фонд Развития Информационной Политики , г. Москва (26 Ноября 2008 в 13:32:50)

Не знаю, актуально ли это еще и по теме ли, но вот по этим ссылкам можно найти интересные примеры:



Сейчас'>kommersant.ru/region/volgograd/page.htm?id_doc=914780

Сейчас
'>kommersant.ru/region/volgograd/page.htm?id_doc=1013657

kommersant.ru/region/volgograd/page.htm?id_doc=914780

Сейчас
'>kommersant.ru/region/volgograd/page.htm?id_doc=1011442


Сейчас'>kommersant.ru/region/volgograd/page.htm?id_doc=914780

Сейчас
'>kommersant.ru/region/volgograd/page.htm?id_doc=1013657

kommersant.ru/region/volgograd/page.htm?id_doc=914780

Сейчас
'>kommersant.ru/region/volgograd/page.htm?id_doc=1007315


kommersant.ru/region/volgograd/page.htm?id_doc=914780

Сейчас
'>kommersant.ru/region/volgograd/page.htm?id_doc=1013657

kommersant.ru/region/volgograd/page.htm?id_doc=914780

Сейчас
'>kommersant.ru/region/volgograd/page.htm?id_doc=1011442


Сейчас'>kommersant.ru/region/volgograd/page.htm?id_doc=914780

Сейчас
'>kommersant.ru/region/volgograd/page.htm?id_doc=1013657

kommersant.ru/region/volgograd/page.htm?id_doc=914780

Сейчас
по всем этим публикациям у нас идут суды - следственный комитет и ФСБ подали на нас иски.


C уважением, корреспондент газеты "КоммерсантЪ-Волгоград" Александр Васильев.
Артур Сагидоллаулы Нигметов, Казахстан (30 Января 2009 в 15:50:40)

Журналист Лукпан Ахмедьяров уволен с должности главного редактора службы новостей уральского телеканала «ТДК-42» за то, что задал вчера акиму области Бактыкоже Измухамбетову вопрос о его родственниках и предполагаемой коррупции.

На традиционной пресс-конференции для региональных СМИ, прошедшей 28 января, аким Западно-Казахстанской области Бактыкожа Измухамбетов подводил итоги прошедшего года. В конце этого мероприятия, когда представители средств массовой информации задавали вопросы, журналист Лукпан Ахмедьяров, неожиданно для акима, спросил о его родственниках.

- Будут ли ваши родственники, как в прошлом году, принимать участие в освоении бюджетных средств? - спросил журналист, имея в виду строительную компанию «Монолит-2», которая подконтрольна Аманжолу Зинуллину, зятю акима области Бактыкожи Измухамбетова.

Компания «Монолит-2» в 2008 году получила весьма крупные госзаказы на строительство школ и на возведение ряда социальных проектов на территории Западно-Казахстанской области. Недавно родная сестра акима Бактыкожи Измухамбетова Софья Измухамбетова была назначена директором новой школы, которую построили по программе «100 школ, 100 больниц».


Для акима Бактыкожи Измухамбетова этот вопрос, наверное, был крайне неожиданным. Он посчитал вопрос неэтичным и грязным, но ответил:

- Из-за того что я стал акимом, мои родственники не должны покинуть область и они не перестанут быть моими родственниками. Они на общих основаниях принимают участие в тендерах. Я не являюсь членом тендерной комиссии и никакого влияния на нее не имею. У меня одно требование – все проекты максимально должны выполняться местными компаниями. И, вообще, я не занимаюсь коррупцией. А подобные вопросы считаю неэтичными и грязными.

Для журналиста Лукпана Ахмедьярова этот вопрос стал роковым. Генеральный директор телеканала «ТДК-42» Серик Мергалиев распорядился незамедлительно уволить неугодного журналиста.

Как говорит Лукпан Ахмедьяров, он даже не ожидал такой реакции со стороны руководства телеканала. Лукпан Ахмедьяров говорит:

- Как только я вернулся из акимата, меня вызвал Серик Мергалиев. Он начал меня упрекать в том, что я задал такой вопрос акиму. Также он сообщил, что ему позвонил Измухамбетов и у него с ним был тяжелый разговор. Потом потребовал от меня написать заявление об увольнении по собственному желанию. Я, в свою очередь, отказался писать и сказал, что если есть причины увольнения, то пусть это будет по закону. «Увольняйте по статье», - сказал я. Но до сих пор Мергалиев не издал приказ, а я до сих пор не знаю формальных причин моего увольнения.

Корреспондент радио Азаттык попытался получить комментарии у генерального директора телеканала «ТДК-42» Серика Мергалиева, но его секретарь, узнав, по какому вопросу беспокоят журналисты ее шефа, решительно отказалась соединять с гендиректором.

До этого случая, в сентябре 2008 года, с уральского телеканала «ТДК-42» был уволен корреспондент Санат Урналиев. По его словам, его тоже лишили работы из-за неудобных вопросов акиму города Уральска Самиголле Уразову. В октябре прошедшего года по надуманным причинам был уволен еще один журналист телеканала. Но многие уверены, что он провинился только лишь потому, что был активистом оппозиционной партии.


Артур НИГМЕТОВ

зарегистрированно участников:
всего: 2852 | инициатив: 99 | экспертов: 340 | онлайн: Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist INSERT DELAYED INTO adv_stats ( external_id , type_id , user_agent , ip , time , request_uri, year, month, day, u_crc, user_id) VALUES ( '4022239592', '7', 'CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)', '107.22.63.172', '1498181822', '/materials/frip/wp-id_429/', '2017','6','23', '380337464', '')Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist SELECT * FROM adv_stats WHERE type_id='7' AND time>=1498181702 and user_id=0 group by u_crc0
Разработка сайта, поддержка
"Московская Интернет Компания"
Карта сайта Написать письмо На главную