Вход для зарегистрированных
Регистрация | Забыли пароль?

Программы взаимодействия



Новые лица

Магомедова М.М.
г. Москва
Самарин К.
г. Москва
Котин В.В.
Ставропольский край
Фалалеева И.Н.
Волгоградская область
Носикова Т.
Ярославская область

ПОЗДРАВЛЯЕМ С РЕГИСТРАЦИЕЙ
на нашем проекте!!!
Надеемся на Ваше активное участие!!!








Гражданин и Армия
«ЖУРНАЛИСТ» Виртуальный
ЭКСПЕРТИЗА ФРИП
Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist INSERT DELAYED INTO adv_stats ( external_id , type_id , user_agent , ip , time , request_uri, year, month, day, u_crc, user_id) VALUES ( '374', '5', 'CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)', '54.81.185.16', '1492955696', '/materials/frip/wp-id_374/', '2017','4','23', '1313555667', '')
Протестный электорат в русле радикальных религиозных течений

Автор / источник: Эксперт Мусаев М. Ш. (Республика Дагестан)
Опубликовано: 21 июля '08


В Махачкале прошел «круглый стол» на тему «Роль СМИ в идеологическом противодействии экстремизму и терроризму». Министр по национальной политике, информации внешним связям РД Эдуард Уразаев, открывая встречу, объяснил, что поводом для проведения «круглого стола» стали события последних дней в республике. Это участившееся случаи нападений на сотрудников правоохранительных органов и взрывов, а также противоречивая информация о последней спецоперации, которая по-разному интерпретируется в независимых СМИ.


Участникам раздали анкеты с вопросами, которые и стали предметом обсуждения круглого стола. Нужно было ответить на пять основных вопросов: «Есть ли идеологическая система, подходящая для всех дагестанцев?», «Где граница между радикальными взглядами человека и экстремизмом?», «Столь ли драматична ситуация с противодействием экстремизму в Дагестане, России, мире?», «Насколько эффективны СМИ в идеологическом противодействии экстремизму и терроризму?» и «Что можно предложить для повышения эффективности идеологической работы СМИ и органов государственной власти?».
Судя по этим вопросам, можно сделать вывод, что власти Дагестана не совсем осознают серьезность проблемы. Вопросы в подобной форме ставятся не в первый раз. Во время публичных обсуждений часто употребляется словосочетание «Религиозный экстремизм». В одном из вышеперечисленных вопросов: «Насколько эффективна работа СМИ в идеологическом противодействии экстремизму?», на мой взгляд, кроется ошибка. Идеологическое противодействие - это не задача СМИ. И вообще, противопоставление, каких либо идеологий не лучший рецепт для решения проблемы стабилизации. Если мы на государственном уровне будем противопоставлять средства массовой информации какой либо идеологии или носителям этой идеологии, то эффект будет диаметрально противоположным. Фактически, получается, что СМИ противопоставляются религии, а не экстремизму. Более 90 % населения Дагестана проповедуют Ислам. И в массовом сознании этот тезис будет восприниматься так, как будто СМИ должны вести идеологическую борьбу с Исламом.
Слово «Религиозный» бьет по свободе совести и религиозным чувствам, в данном случае мусульман. А слово «Противодействие» в конфликтной ситуации неприемлемо. Постановка вопроса в такой форме: «Идеологическое противодействие СМИ религиозному экстремизму» придает, существующей в республике религиозной и антирелигиозной нетерпимости, крайние формы и носит провокационный характер.
На языке дипломатии, или на языке массовой коммуникации это слово не применяется. Не тот случай, когда журналисты должны говорить на языке вражды.
Ситуация в республике не простая. Две разные социальные группы: Представители религиозной общины, придерживающиеся радикальных взглядов с одной стороны; и представители правоохранительных органов, которые должны обеспечивать законность и порядок, с другой находятся в пограничном состоянии. В такой ситуации противодействие СМИ не решает проблему, а наоборот обостряет. Задача СМИ быть посредниками, найти точки взаимодействия, для того чтобы эти группы не переходили рубеж правового поля.
При каждом обсуждении проблемы экстремизма специалисты уходят в сторону от сути проблемы. Без конца говорят о течениях в Исламе, и какой из них наиболее радикальный. Даже приняли республиканский закон о запрете одного из течений. Закон «О запрете ваххабистской и иной экстремистской деятельности». Но разве проблема в течениях?
Причиной радикализма, который переходит в вооруженное противостояние, являются не идеологические разногласия, а недовольство людей существующим насилием, беззаконием и социальной несправедливостью. Проблема в том, что есть протестные группы в религиозной общине Дагестана. В учениях и трактатах они ищут нормы, которые оправдывают их крайние действия и не замечают нормы, осуждающие их.
Людей не устраивает социальное положение. Тогда они предпринимают индивидуальные и групповые попытки реформации законным способом.
В этом нет ничего плохого. Но в Дагестане такие попытки пресекаются и преследуются, а недовольных объявляют вне закона, вещают на них ярлыки типа «ваххабит». Тогда группы обиженных людей объединяются под знамена той идеологии или течения, которая допускает вооруженные методы борьбы. Вот где граница между экстремизмом и законопослушанием.
Если, допустим, в Дагестане проповедовался бы Буддизм, то определенная часть «дагестанских буддистов», не довольных положением дел в республике, тоже нашла бы какие-нибудь радикальные толкования.
Самыми убедительными проповедниками противозаконных идей в Дагестане являются не религиозные деятели или миссионеры, а условия жизни. Насилие и несправедливость – это самое эффективное средство убеждения. А чтоб переубедить радикальную часть населения республики, у власти и СМИ нет аргументов.
Какие аргументы можно найти для родственников человека, которого похитили, пытали, и убили, если бы он даже был причастен к незаконным вооруженным формированиям? А если бы его задержали, предъявили обвинение, судили по закону, и осудили за те деяния, которые он совершил, тогда бы не было никаких претензий. В Дагестане немало случаев, когда людей похищают или без суда и следствия убивают, а потом объявляют их террористами. Разве такое допустимо в двадцать первом веке? Кто, после этого, будет доверять правоохранительным органам, и верить в нашу Конституцию?
А на круглом столе журналисты говорили, что Конституция должна быть государственной идеологией. В условиях, когда Конституция России постоянно нарушается, а ценности демократии не действуют, верить в эту идеологию никто не станет. Государственные мужи сами не верят в основной Закон и выказывают к нему свое неуважение.
Примеры неуважения к Конституции можно привести, не отходя от темы, нашей статьи. Когда в СМИ применяются командно-административные методы, когда чиновники публично указывают, о чем писать, как писать, оценивают работу СМИ и отчитывают редакторов за плохую работу в их понимании. Это наглядный пример неуважения к Конституции и ценностям российской демократии.
А носителям ценностей нашего светского государства, неотъемлемой частью которого является и свобода совести, государство создает невыносимые условия. И, естественно, пустые нищи информационного и культурного пространства будут заполнять чуждые, а порой экстремистские идеи.
Спрос на религиозную литературу, которая зачастую распространяется, подпольно растет. В положение в средствах массовой информации Дагестана удручающее. Официально издающейся качественной, светской, и религиозной литературы в Дагестане мало. В республике тратятся огромные деньги на содержание республиканских городских и районных газет. Но СМИ и, особенно государственные не пользуются доверием, поскольку большая часть населения, представители общественных организаций, оппозиционеры там не представлены и не имеют возможности открыто высказать свою точку зрения. Свежие газеты вовремя и не доходят до читателей. Услуги почты непомерно высокие.




Вернуться к списку материалов



Поступившие сообщения
Сергей Валентинович Бочковский, Приморский край (21 Июля 2008 в 23:56:31)

Правильно, СМИ должны давать возможность для высказывания всем, кто в этом заинтересован, иначе как можно прийти к какому-то взаимопониманию, когда тебе не дают возможности высказать свою точку зрения?
Например, начальник налоговой инспекции города Артема Корчак В.Н. незаконно увольняет четырех сотрудников. Суд их восстанавливает на работе. Я обращаюсь к руководству налоговой инспекции Приморского края о недопустимости такого незаконного поведения со стороны руководителя такого ранга. В отместку мне Корчак В.Н. подает на меня в суд с претензией на то, что я причинил ей моральные страдания, написав на нее жалобу вышестоящему начальнику, и требует с меня моральной компенсации в сумме 100 000 рублей.

Артемовский городской суд удовлетворил требования этого зарвавшегося чиновника. Однако 14 мая 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда определила:

Решение Артемовского городского суда от 13 марта 2008 года отменить. В иске Корчак Веры Николаевны к Бочковскому Сергею Валентиновичу о защите чести, достоинства и деловой репутации, компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.

Законная точка в этом деле поставлена. Но этот чиновник продолжает работать и дальше творить беззаконие. Разве это не проявление коррупции, о которой 2 июля 2008 года Президент России Д. Медведев сказал во вступительном слове на заседании Совета законодателей по вопросам законодательного обеспечения противодействия коррупции?
Дмитрий Виноградов, Тверская область (25 Июля 2008 в 17:27:34)

Вообще сама формулировка темы противоречит Конституции, в которой говорится, что у нас государство не имеет госпродствующей идеологии и когда в стране, где господствующей религией является Ислам и сильно пострадавшая от набегов ваххабитов, которые, по моему разумению, уничтожены только на бумаге проводиться такое мероприятие для/с участием СМИ и задаетются такие неоднозначные вопросы, то это наводит на мысль, что это мероприятие проводится с какой то целью, но явно с целью привлечения СМИ к обсуждению поставленных вопросов. Такое подозрение что для Кавказа готовиться какая то идеологическая деверсия. И я предполагаю даже какая. Всем известно, что РПЦ добивается введения т. Истории православной культуры, которая на деле является навязыванием истории религии и притом, если бы христианской, то еще полбеды, а собираются преподавать чисто историю РПЦ, что противоречит Конституции, а именно статье о свободе совести и вероисповедания. А поскольку серьезного обоснования введения её в мусульманских регионах никто предоставить не может, а исполнять приказ надо, то и пригласили СМИ для обсуждения абстрактных тем об экстремизме и/в СМИ
Сергей Николаевич Павлов, Ставропольский край (25 Июля 2008 в 17:51:42)

К сожалению сама постановка достаточна груба и тенденциозная, если по вопросам, которые приводятся как от СМИ, на них хотелось бы получить просто честные ответы. Вообще не вижу проблемы кроме воспаленного тщеславия.

Если я уважаю Ислам, то и вы не гоняйте стада по православным кладбищам. Впрочем от них уже и и признаков не осталось.

Если вы хотите решать экономические интересы. не делайте это за счет ущемления экономических интересов соседа.
Это жизнь. И только так можно строить добрососедство.
Дмитрий Александрович Левчик, г. Москва (26 Июля 2008 в 09:25:34)

Заметка неплохая, но не соответствует заглавию. Протестного электората в Дагестане (судя по результатам последних выборов) немного. Боюсь, что там электората, то есть граждан регулярно выражающих своё политическое волеизъявление в ходе свободных выборов, тоже немного. Выборы фальсифицировали в Дагестане всегда. Электорат сложиться в этих условиях не может. Рассказываю психотерапевтическую быль. Однажды разговаривал с дагестанским общественным деятелем. Он мне говорит: "Знаешь, а я баллотировался в депутаты. Против меня был наш местный прокурор. В ночь голосования друзья привезли мне урну на дом. Я подумал: "А зачем мне это депутатство?!" И отвёз урну прокурору. Теперь он - мой лучший друг!"
Александр Владимирович Могилев, Воронежская область (27 Июля 2008 в 22:30:10)

Заметка интересная с точки зрения противоречий и несоответствий, которые она в себе несет. В самом заглавии: электорат и религиозный радикализм. Как это можно поставить рядом? Думаю, и не нужно ставить. Электорат - ни при чем. Один только радикализм. Религиозный ли это радикализм? Не думаю. Автор пишет, что слово "релизиозный" бьет по религозным чувствам мусульман. Как такое может быть? Может быть, чувства вовсе не религиозные? Или ислам в этом контексте рассматривается не как религия, а как идеология радикализма? Думаю, да, то есть, и то, и другое. Мы слишком привыкли к этому словосочетанию: "исламский радикализм". На самом деле, в Коране нет никакого радикализма, его тексты, точнее символы, лишь используют для оформления деструктивной идеологии, как знамя. У нас есть лишь радикализм и экстремизм в регионах, где общественные отношения сильно отстали в своем развитии от экономического состояния общества. В Дагестане, очевидно, имеет место отсталось социальных институтов, соответствующих где-то раннему средневековью. Государство, имеющиеся формы власти крайне некачественны и неэффективны, отсюда высокий уровень социального протеста, принимающего формы религиозного экстремизма. Короче, революционная ситуация во всех ее проявлениях, которые так ярко описал классик, которого
теперь не принято упоминать.

Как обычно, федеральные и местные власти пытаются воздействовать на ситуацию полицейскими мерами. Получится ли таким образом погасить разрастающийся протест? Нет, конечно. Без существенного преобразования социальных институтов в Дагестане, развития там основ гражданского
общества, мы долго будем балансировать там на грани второй Чечни, пока не свалимся в открытую гражданскую войну. Один лишь способ предотвратить катастрофу - незамедлительно заняться гражданским обществом и толерантностью в тех краях. Но кто этим займется? Непонятно.

И еще один интересный посыл несет заметка: власть возлагает отвественность и задачи идеологического строительства на СМИ. Что из этого получится? Ничего. Ведь СМИ - это такой же бизнес, как и другие виды бизнеса. СМИ лишь отражают общественные процессы, обслуживают некоторые социальные запросы и все. Глупо ждать, что СМИ возьмут и поведут за собой общество. Вот если сформируется определенные социальные силы, общественно-политические силы - они купят себе СМИ и вот тогда...

А пока что мы видим только функциональную и идеологическую несостоятельность власти, как федеральной, так и местной. Все это было бы не так грустно, если бы не вело снова и снова к крови и жертвам...
Игорь Владимирович Улитин, Ульяновская область (28 Июля 2008 в 08:51:09)

Согласен с мыслями высказанными в статье. Действительно, в нынешних условиях российской действительности, идеологическое противостояние СМИ не эффективно. К тому же, если учитывать, что современная власть, пусть и не явно, взяла на вооружение теорию Уварова. А закон с трактовкой «о запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности» вообще не может иметь смысла, учитывая, что одна из свобод граждан России по конституции, является свобода вероисповедания.
Если данную проблему рассматривать более широко, тогда к экстремистам нужно отнести :
1.организации крайних православных радикалов, так как они призывают к святой борьбе христиан. Эти призывы больше напоминают даже не исламский джихад, упоминание о котором в Коране можно истолковать по разному, а нацистскую RaHoWa ( race holy war)
2. Организации славян – родноверов, так как в них идёт обучение рукопашному бою, и объявляют, что приверженцами этой веры могут быть только славяне. Это вообще можно расценить не только как религиозный, но и как национальный экстремизм.
3. Все сатанинские и им подобные организации, начиная от официальной церкви сатаны, заканчивая мелкими сектами в стиле Церкви нави.
А если разобраться глубже, то в буддизме тоже присутствует экстремизм. А уж иудеи все экстремисты поголовно – ведь не еврей быть иудеем не может.
Но в этом случае СМИ придётся отдавать львиную долю предлагаемой информации под антиэкстремистскую пропаганду. Но какая из религий в этом случае будет объявлена законопослушной непонятно.
Ваш пример с буддистами как нельзя кстати. Если бы буряты или тувинцы взялись за оружие и встали под знамя буддизма, наверное, пришлось бы выпускать закон о запрете «буддистской и иной экстремистской деятельности».







Сергей Владимирович Обертас, Челябинская область (28 Июля 2008 в 11:07:14)

Хотелось бы согласиться с комментарием г-на Могилева. Проблема действительно имееет место быть, наверное, не только в Дагестане. Но в тоже время говорить, что СМИ является той силой, которая сможет решить существующую проблему достаточно наивно. Выстравание дееспособных органов власти и общественных организаций, активно контактирующих между собой поможет ее решить. И как было сказано выше - СМИ лишь инструментарий, выступающий средством отражения каких-либо тенденций.
Михаил Михайлович Чернышов, Республика Дагестан (28 Июля 2008 в 13:08:18)

Как человек, живущий в Дагестане, хочу немного прояснить ситуацию. В 1999 году для того, чтобы нефть не пошла по российской территории Борис Березовский «заказал» Басаеву «пошуметь» в Ботлихском районе Дагестана. За две недели до рейда Басаева с границы сняли погранцов и басаевцы беспрепятственно вошли в Дагестан. И вдруг оказалось, что если они захотят захватить власть в республике, то им достаточно 5-7 часов, федералы принципиально не вмешивались, а милиция оказалась недееспособной. Тогда власти Дагестана раскрутили пропагандисткою машину и указали народу внешнего врага – «ваххабитов». В результате власть удалось удержать.
Это локальное событие стоило Степашину - премьерства, России - двух баз в Грузии и нефтепровода через Турцию, а Путину помогло раскрутиться на второй чеченской войне. Но успешный опыт продолжился. Вместо того, чтобы тихо арестовать несколько подозреваемых, собирать доказательную базу и участвовать в судебном процессе, силовики попросту уничтожают дома и кварталы с «подозреваемыми», расстреливают машины с «террористами» и т.д. Это бонусы, деньги, звания и никакой работы. Так действует система. С другой стороны есть и экстремисты (которых чаще всего поддерживают сами силовики и охраняют от всех бед, а также заказывают им своих оппонентов), и обиженные беспределом правоохранителей, и просто те, кто оказался в ненужной компании.
Радикализм – это «высокая температура», реакция определенного типа культуры на несправедливость, невозможность одновременно жить хорошо и честно, следствие утраты доверия к власти, житейской неустроенности, отсутствия социальных лифтов. У радикализма есть другие родственные явления эмиграция и конформизм – реакция других типов культуры на то же самое. Однако в силу того, что это менее яркие явления, то они не вызывают столь пристального внимания.
Но что опаснее для нас: «уход» молодежи в леса, отток в другие страны и регионы или её встраивание в систему беззакония, хищений, откатов и коррупции? На мой взгляд, последнее явление – самое страшное, так как оно воспроизводит систему вызывающую первые два явления.
Ислам здесь дело десятое, если троцкистскую идеологию немного приправить людьми и деньгами, то по лесам будут бегать бородатые автоматчики с портретом ЧеГевары. То же самое можно сделать с любой идеологией – от экологической до защиты героев мультфильмов или передачи «Спокойной ночи малыши» (Портрет ЧеБурашки тоже может смотреться грозно).
Поэтому всех, кто занимается этой проблемой, хочу отнести к ответу на вопрос: «Кому выгодно?» Тогда сразу сплывают люди в погонах. Наведете порядок в силовых структурах, тогда и экстремизма поубавится.
Владимир Евгеньевич Степанов, Самарская область (28 Июля 2008 в 17:00:51)

Правильные акценты в статье. СМИ не дубинка, а зеркало общества. Этим власть обязана пользоваться, выясняя болевые точки в обществе. Пока госорганы просто хотят менять рисунок в зеркале, заставляя СМИ рисовать «веселых мальчиков-зайчиков», проблемы общества не изменятся.
Насколько я вижу ситуацию на Кавказе, корень зла видится в нежелании Федерации работать с обществом. Это нежелание строится на простом механизме – я назначаю президента республики, он в ответ обязан сделать все, чтоб в доверенном ему регионе было тихо и спокойно. При этом выяснять болезни, ставить диагнозы, а тем более заниматься лечением, терапией и развитием нет никакого желания. Главное чтоб больной был слаб, находился в дремоте, молчал, и вопросы о своем состоянии и будущем не задавал. Отсутствие желания в лечении кроется в постулате - «мы щас живем, а после нас хоть потоп». Такая ситуация не только на Кавказе, но и во всех других регионах России.
Кавказ имеет возможность не отождествлять себя с Россией. Там живут люди, у которых иной подход к жизненным критериям, иные, не европейские традиции, там отсутствовало крепостное право, и много чего еще российского. Поэтому есть много людей, которые живут с пониманием того, что смогут свои проблемы выживания решать самостоятельно, не оглядываясь на кого-либо.
Габдулла Гафиуллович Исакаев, Курганская область (28 Июля 2008 в 22:52:05)

Согласен с автором, СМИ - давно не средства информации, а манипуляции, и с Михаилом Чернышовым, что вычислить, кому это выгодно не составляет труда.

Созданная система власти, как полагаю, хорошо откомментирована создателем её вертикали (для эффективной управляемости) и руководителем её ядра В.В.Путиным: в ЕрРе много проходимцев. И ещё - коррупция достигла небывалого размаха. И ещё – ФСБ у нас достигло больших успехов.

Если взглянуть на вышеизложенные предикаты и оценить их здравым умом, станет ясно, что одно исключает другое. Либо под эффективной управляемостью надо понимать безнаказанное разворовывание госсредств, либо застрелиться должны все, кто нас обманывал?
И главный вопрос, в чём успехи ФСБ? В том, что в ЕдРе много проходимцев, в том, что коррупция достигла небывалых масштабов, в том, что в сознание граждан вбивается такое понимание, что ислам становится синонимом экстремизма?

Ответ на вопрос, который сформулировал Мусаев лежит на поверхности: ислам всегда страшил те режимы власти, которые поражены деградацией, разложением, коррупцией.
Такой власти легко управлять быдлом: она как пастух, гонит народ куда ей надо, и не считает себя обязанной перед народом, и даже религию норовит пристегнуть к оболваниванию, навязыванию послушания, почитания власти, как данной богом.

Однако, каждый, кто хоть чуточку знаком с исламским вероучением, поймёт, что ни паствой, ни имамами власть помыкать не сможет: каждому верующему с молодых ногтей внушается: вот идеалы справедливости, и только перед всевышним ты в ответе за свои праведные или неправедные деяния. Никакой иерарх не отпустит твоих грехов, откупиться невозможно, искупай их перед всевышним. Вера предписывает оставшихся сиротами взять в семьи, обязывает делиться богатством с бедными, поощряет стремление знаниям до последнего дня жизни, предписывает принимать решения, вдумываясь в последствия, нести ответственность за свои поступки. Это ко всем прочим заповедям, присущим другим религиям, как не убий, не укради, и др. Именно изначально заложенная в исламе гражданственность позиции, независимость суждений, стремление к истине, делает мусульманина отличным от среднего совка, которого три четверти века культивировала система ВЧК-НКВД-КГБ.

Всегда стараюсь показать на доступных примерах. В Курганскую область регулярно из армии приходит груз-200. Если это мусульманин, то гроб вскрывают, чтобы предать земле, как подобает, хотя военные всегда заявляют: «Запрещено!». Нередко обнаруживается, что на теле погибшего синяки, в груди ножевая рана, и т.п., а по версии военных – «сам повесился», «погиб от случайного выстрела», «сам себя двумя очередями расстрелял». Как юристу комитета солдатских матерей, приходится работать с родителями погибших, и не помню ни одного случая среди мусульман, чтобы кто-нибудь сказал: «отказываюсь требовать расследования», все руководствуются тем, что безнаказанное убийство породит новую цепь убийств безвинных ребят. В их душах достаточно энергии для того, чтобы побороться за интересы общества. Это, как полагаю, психология мусульманина.

Для сравнения (в регионе, по сведениям властей проживает 96% русских, абсолютное большинство которых власти относят к христианам), примерно из десятка случаев гибели этих ребят, ставших известными комитету, только одна мама, понимая, что имеет место убийсво, поначалу соглашалась предпринять действия к расследованию, но мужества потребовать вскрыть гроб и провести экспертизу не хватило. Мама которая, буквально неделю назад, за два дня до смерти своего сына увидела его в госпитале – в синяках, отказалась вскрывать гроб, возбуждать расследование о причинах гибели. Причина у всех одна: сына мне не вернут, зачем мне ещё свои нервы трепать. Такой ответ мы слышим от всех «православно» числящихся родителей.
Можно анализировать множество других аспектов, связанных с позицией мусульманина и считающего себя христианином (русская женщина живущая по соседству говорит чеченке: «вы настойчивые, доведите это дело о произволе ментов до конца, а то, если если я начну жаловаться за избиение сына, у нас будут неприятности»). Сплошь и рядом, как правозащитник сталкиваюсь с тем, что бесчинства и произвол творят все понемногу, но числящие себя мусульманами готовы этому противостоять, жертвовать силы и здоровье ради справедливости, в отличие от местных «коренных народов», каковыми числит их наша власть.
Из всего перечисленного легко понять, почему именно ислам встал поперёк горла некоторым чиновникам во власти, почему ярлыки ваххабитов и экстремистов навешивают налево и направо, почему за протест против охристианивания на протестующего умудряются возбуждать уголовные дела.
Зри в корень, как говорил Козьма Прутков, и тогда станет понятна и позиция прикормленных СМИ, и самих властей, прикармливающих, и кому нужно это постоянное нагнетание истерии вокруг экстремизма.

Габдулла Исакаев
Елена Николаевна Преблагина, Новосибирская область (29 Июля 2008 в 09:59:57)

Я во многом согласна с высказываниями экспертов М.Чернышова и Г. Исакаева. Причем здесь религиозные течения? Дагестанцы мирный народ. И ислам такая же вера, как и все остальные основные конфессии. Всегда все мирно уживались… Если кому-то не было нужно развязать распри, под которые можно было бы творить свои делишки. Сейчас беспорядки в Дагестане дают возможность «кому-то???» хорошо нагреть руки на этом. Как на той стороне, так и на этой… И потом такой хороший повод отвлечь внимание населения от более важных вещей, которые происходят в стране. Не будет таких поводов, начнут оглядываться вокруг себя, задумываться. Да и СМИ тоже начнут совать нос туда, куда не надо, рыть не в тех местах, проводить журналистские расследования. Проще «пострелять» никому неизвестных дагестанцев, чем «заказывать» потом журналистов, известных в широких кругах. А так просто всех загрузили «прекрасным поводом» пообсуждать и считать, что всё остальное ерунда на фоне экстремизма.

По поводу отношения СМИ к данной проблематике считаю, что нужно быть сейчас максимально нейтральным, только констатируя факты. Нельзя проводить обсуждения на религиозные темы в неспециализированных изданиях. Это изначально является поводом для нанесения оскорбления верующим людям. Если Вы исповедуете какую-то веру, разве Вам захочется, чтобы её обсуждали непосвященные люди, рылись в ней и чувствах верующих, как в грязном белье…
Валерий Валентинович Митрофаненко, Ставропольский край (31 Июля 2008 в 11:55:30)

"Протестный электорат в русле радикальных религиозных течений" эксперта Мусаева М. Ш. - блестящая статья. Вопросы в ней поднимаемые чрезвычайно важны. Они касаются не только Дагестана, но и всего юга России, да и всей России в целом.

- При каждом обсуждении проблемы экстремизма специалисты уходят в сторону от сути проблемы.

Я тоже подписываюсь под этим тезисом.

- Причиной радикализма, который переходит в вооруженное противостояние, являются не идеологические разногласия, а недовольство людей существующим насилием, беззаконием и социальной несправедливостью. Проблема в том, что есть протестные группы в религиозной общине Дагестана.

Разве это только в одном Дагестане и Исламе? А то, что творится с протестантскими конфессиями? Или даже с «отлученцами» Православной церкви?
Налицо социальные протесты. Но церковно-государственный аппарат выполняет заказ определённых социальных групп, закрепляя рабство и феодальные устои. О какой демократии мы говорим?

- Людей не устраивает социальное положение…Но в Дагестане такие попытки пресекаются и преследуются, а недовольных объявляют вне закона, вещают на них ярлыки типа «ваххабит». Тогда группы обиженных людей объединяются под знамена той идеологии или течения, которая допускает вооруженные методы борьбы.

Это же можно отнести и к Кабардино-Балкарии, Ингушетии, да и ко всем республикам, где власть не создаёт условия социального устройства населения. Разве там не происходило и не происходит то же самое? Можно сказать, конечно, что это единая террористическая сеть. Но почему мы не говорим, что у нас единая террористическая сеть коррупционеров? Разве для нас мальчишки, которые от отчаяния и не умения по другому выразить протест, по чьему-то пагубному наущению, взяли оружие и обратили его против власти, это не потери? Или разве нам не известно как «притягивали за уши» факты, чтобы внушить нам, что не из-за коррумпированных чиновников и социальной несправедливости, а из-за воздействия извне, из-за тайного проникновения эмиссаров, которые морочат головы, распространяяющих экстремистские идеологии, люди «бегут в леса»? Известно.
Два года назад я написал эту песню.

Что делают с тобою, мой Кавказ?, -
Кому враги пророки и мессии,
Кому святые книги - не указ,
А в арсенале лживость и насилье.

Что делают с тобою, мой Кавказ?, -
Кому на радость страха вешки вбиты,
Уже за то, что делаешь намаз
Тебя затащат в списки ваххабитов.

Уже за то, что бережно хранишь
Заветы досточтимого Пророка,
Тебя за это слуги сатаны
Пред честным людом обвинят в пороках.

А ежели к свободе Божий дар
В твоей груди помимо сердца бьётся,
То это всё, - конец: «Аллах Акбар»,
И пуля для тебя, «шахид», найдётся.

Что делают с тобою, мой Кавказ?,
На сердце проступившие стигматы
Меня хранят от множества проказ,
Которыми страна моя объята.
Муса Шабанович Мусаев, Республика Дагестан (15 Августа 2008 в 21:07:35)

Спасибо всем, кто откликнулся на мою заметку. Вы дали ощутимый интеллектуальный толчок для развития этой темы, очень серьезной и актуальной. Получился открытый диалог. Он вышел за рамки узкой темы. Я пытался определить роль СМИ в решении проблем экстремизма. Однако, коллеги, оттолкнувшись от темы, стали глубже копать, чем вызывают интерес аудитории. Поскольку, заметка вызвала много вопросов у уважаемых коллег, попытаюсь на них ответить. Отвечу на вопрос Александра Могилева. Действительно, есть религиозные чувства, есть псевдо-религиозные чувства. Но когда власть официально объявляет об идеологическом противодействии религиозному экстремизму, всем становится понятно, о какой религии идет речь. И в массовом сознании возникают ассоциации, что государственные институты объявляют идеологическую войну мусульманам. Псевдо-религиозные деятели или эмиссары всех мастей получают серьезный аргумент в свою пользу, чтобы склонить мусульман на свою сторону, и настроить их против государства и общества. Вот видите, скажут они, государство объявляет вам мусульманам войну, используя армию и СМИ. Да, есть религия, есть псевдо религия. Но государственные институты в этом плохо разбираются. Одних поддерживают материально, с другими воюет. А где гарантия и доказательства того, что жертвами войны не станут невинные просто верующие мусульмане? А если те религиозные деятели, которые получают господдержку, будут использовать религию в политических целях? Тоже нет гарантий.
В заметке я предлагаю вести с обществом не информационную войну, а диалог. Но если СМИ и особенно государственные, будут лепить образ врага из собственных граждан, которые еще не взялись за оружие? Эти граждане не имеют прав, не имеют работы естественно, недовольны своим положением, и ищут защиты, к сожалению, не у государства, а от государства. Ищут защиты в религиозной общине и, в конечном счете, попадают в лапы отпетых бандитов, которые используют религию как прикрытие.
Для того чтобы вести диалог нужно сменить язык вражды, нужно отказаться от терминов типа «Исламские экстремисты», нужно повышать качество образования в школах, и вузах формировать культуру толерантности, мусульман учить уважать ценности христиан, а христиан уважать ценности мусульман, и т.д.
Да Ваши комментарии обращают внимание на закамуфлированные проблемы. Эти проблемы замалчиваются на всевозможных круглых столах и конференциях, которые грешат однобокостью. Там мало независимых и беспристрастных комментариев. В прошлом году, по итогам всероссийской Конференции, с участием Полпреда в ЮФО и глав ФСБ и МВД РФ вышел в свет толстый сборник докладов конференции. Я этот сборник не читал. Найти сборник непросто. Но не сильно жалею, что не читал, потому что в таких изданиях обычно не публикуются, то о чем в нашем диалоге говорит Михаил Чернышев. Поэтому такие книги и государственные издания в целом не пользуются большим доверием.
Михаил Чернышев задается вопросом: «Кому выгодно?». И дает честный ответ. В поддержку его тезиса найти аргументы несложно. Представим себе следующую картину: - Все боевики в Дагестане сдаются, а радикалы отказываются от вооруженной борьбы. В республике воцарился мир. Чем тогда будут заниматься спецподразделения, призванные бороться с терроризмом? Что будут делать другие подразделения, и за что они будут получать звезды погоны, должности и премии, если результаты борьбы с организованной преступностью весьма и весьма скромные. Из этого следует вывод: у правоохранительных органов есть мотивация борьбы с терроризмом, но нет мотивации искоренения терроризма и экстремизма. Однако проблема не только в этом. Образование, медицина в Дагестане настолько запущены и настолько коррумпированы, что многие предпочитают не лечиться, и не учится. В школах нужно учить, не только читать и писать. Школы должны стать центрами много-конфессиональной культуры.
Согласен с коллегой Еленой Преблагиной. Экстремизм действительно отвлекает внимание общества и власти от решения накопившихся социальных проблем.

зарегистрированно участников:
всего: 2852 | инициатив: 99 | экспертов: 340 | онлайн: Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist INSERT DELAYED INTO adv_stats ( external_id , type_id , user_agent , ip , time , request_uri, year, month, day, u_crc, user_id) VALUES ( '3238790519', '7', 'CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)', '54.81.185.16', '1492955696', '/materials/frip/wp-id_374/', '2017','4','23', '1313555667', '')Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist SELECT * FROM adv_stats WHERE type_id='7' AND time>=1492955576 and user_id=0 group by u_crc0
Разработка сайта, поддержка
"Московская Интернет Компания"
Карта сайта Написать письмо На главную