Вход для зарегистрированных
Регистрация | Забыли пароль?

Программы взаимодействия



Новые лица

Магомедова М.М.
г. Москва
Самарин К.
г. Москва
Котин В.В.
Ставропольский край
Фалалеева И.Н.
Волгоградская область
Носикова Т.
Ярославская область

ПОЗДРАВЛЯЕМ С РЕГИСТРАЦИЕЙ
на нашем проекте!!!
Надеемся на Ваше активное участие!!!








Гражданин и Армия
«ЖУРНАЛИСТ» Виртуальный
ЭКСПЕРТИЗА ФРИП
Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist INSERT DELAYED INTO adv_stats ( external_id , type_id , user_agent , ip , time , request_uri, year, month, day, u_crc, user_id) VALUES ( '1835', '5', 'CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)', '54.224.121.93', '1498262411', '/materials/frip/wp-id_1835/', '2017','6','24', '766712298', '')
КАК ДОБИВАЮТ ГАЗЕТЫ

Автор / источник: Фонд Развития Информационной Политики (г. Москва)
Опубликовано: 27 ноября '12


Василий Смирнов,
главный редактор газеты "Вятский край", председатель региональной общественной организации "Союз журналистов Кировской области"

К Всероссийской конференции издателей и распространителей прессы

Проблема доставки периодики есть, и она, увы, обостряется. Об этом говорим и спорим уже не один год, и хорошо, что ее (хотя бы формально) признают все: и государство, ежегодно выделяющее почте огромные дотации (более 3 млрд. руб.) на распространение СМИ, и само почтовое ведомство, в котором, понятно, проблема доставки - всего лишь одна из многих, и медиасообщество, которое время от времени пытается бить тревогу: не примем мер - завтра останемся без газет.
И особое беспокойство - о людях, которые живут в глубинке, для которых печатные СМИ по-прежнему важны, как хлеб, сахар и спички. Ну, нет в вятских, рязанских и архангельских краях "интернетов и твиттеров" и не заменят они селянам газету, к которой привыкли, которую любят и общение с которой входит в часть их жизненного и житейского уклада.
Именно из газеты узнают они, как и чем живет край или область, что нового у земляков-соседей, какие решения принимает местная власть и каков расклад сил перед предстоящими выборами в Законодательное собрание области... Словом, газета нужна, и никто, слава богу, это под сомнение не ставит.
Вопрос в другом: если все о проблеме знают, если просчитывают последствия, к которым может привести кризис подписки (по словам Д.А. Медведева, разрушение информационного пространства - предпосылка к разрушению страны!), то почему никак не реагируют на тревожные события, факты и тенденции, которые происходят сегодня в отношениях между СМИ и распространителями и ведут к развалу института подписки?
Для того, чтобы было ясно, что происходит, немного истории.
Проблема появилась лет 8 назад, когда в Москве при активном участии руководства "Почты России" и с благими, разумеется, для группы лиц намерениями было создано ООО "МАП" - Межрегиональное агентство подписки. Издательствам и СМИ в категоричной, не допускающей возражения форме было предложено заключить договоры с этой напористой организацией, поскольку государственная "Почта России" от проведения подписки вопреки ее собственным интересам отстранялась. Не было никаких объяснений, почему, что и как, просто было сказано, что отныне вся подписка будет осуществляться исключительно через МАП. Не хотите - остаетесь за бортом.
Уже тогда СМИ, особенно региональные, поняли: хорошего ждать нечего. И сколько могли, оттягивали момент подписания договоров. Но постепенно, продавливая регион за регионом, МАП с 2005-2006 годов прочно захватило подписное информационное пространство России. Тогда-то и взлетели доставочные цены до заоблачных высот, а СМИ понесли первые невосполнимые потери в тиражах.
Причем, что интересно: у МАПа не было (и сейчас нет) своих структур и штатных сотрудников в регионах - подписку вели и по-прежнему ведут почтальоны "Почты России". Как с ними рассчитывается МАП, один бог знает, но хорошо известно: бегут из почтальонов люди, за гроши (3-5 тыс. руб. в месяц) работать не хотят.
Что изменилось с приходом МАПа? Подписные деньги, раньше остававшиеся в регионе, у почты, на ее развитие, теперь прямым ходом поступают в МАП. Денежки немалые. Только по "Вятскому краю" они составляют несколько миллионов в год. Треть из них (каталожная цена) по окончании подписного периода перегоняется на счет редакции, а две трети остаются в столице.
Но самое неприятное даже не в деньгах или их задержках - потерялся живой контакт издательств с распространителем. Те вопросы, которые прежде решались на местном уровне (например, согласование тарифов), теперь нужно обсуждать уже с посредником - Москвой. А посредник, разумеется, ничего обсуждать не собирается и слышать нас - тоже. Посредник спускает в регионы уже готовые договоры с условиями, прописанными исключительно под себя. Наши попытки предложить МАПу протоколы разногласий или внести изменения в их содержание заканчивались крахом - на них даже не обращали внимания.
Много было интересного в отношениях за эти 8 лет. Например, когда МАП через пару лет установил себе в дополнение к полученной сумме агентское вознаграждение, мы поинтересовались "за что?". Ответ был до наивности прост: "А вам что, жалко, что ли?" Потом сумма вознаграждения подпрыгнула в 100 раз, и мы написали руководителю МАПа г-ну Шишлину письмо с возражениями. МАП откликнулся телеграммой: «принятая подписка на вашу газету аннулируется, текущая доставка прекращается через 10 дней».
Нам ничего не оставалось сделать, как принять условия.
Такой стиль "делового партнерства" распространителя (МАПа и "Почты России") со СМИ, напоминающий отношения удава с кроликом, - увы, во многом сохранился и по сей день. Во всяком случае, все договоры, поправки к договорам и соглашения пишутся, корректируются и редактируются исключительно в финансовых интересах МАПа и почты. И возражения бессмысленны.
Спор последнего времени
Одно из "новшеств", которые второй год активно внедряют МАП и "Почта России" в отношения со СМИ - попытка переложить транспортные расходы по перевозке подписных тиражей до газетно-журнальных узлов на плечи самих редакций.
Передо мной договор оказания услуг по переработке, обработке и выдаче газетных пачек, заключенный нашей газетой с УФПС Кировской области - филиала ФГУП "Почта России" в феврале 2006 года. Согласно этому договору, почта обязана: 1) "принимать из типографии газеты заказчика (редакции) в упаковке, доставлять своим транспортом в газетно-журнальную экспедицию Кировского магистрально-сортировочного центра"; 2)"принимать газетные пачки на автомашины из кировского магистрально-сортировочного центра по сопроводительным документам и доставлять их в районные почтамты и отделения почтовой связи".
Работая по этому договору, и мы, и связисты в течение четырех лет при оплате услуг по взаиморасчетам четко разделяли, где подписные, а где розничные тиражи. Коль скоро доставку подписных тиражей почтовикам (через МАП) оплатил подписчик, редакциям выставлялись счета только за перевозку газет, предназначенных для продажи в розницу. Повторюсь, это четырехлетняя практика, и ни одна из сторон за это время не усомнилась в том, что все делается правильно.
Но вот в январе 2010 года редакция "Вятского края" получает от УФПС неожиданный счет на 75,8 тыс. рублей - "за транспортировку изданий от газетно-журнальной экспедиции до газетных узлов (подписка)". Оказывается, в тексте дополнительного соглашения к нашему с почтой договора, подписанного обеими сторонами, связисты по своей инициативе добавили пункт, касающийся новых тарифов по транспортировке периодических изданий от МСЦ до газетных узлов УФПС Кировской области. Нас он не насторожил, поскольку, как обычно, формулировка "периодические издания" (без уточняющего слова "подписка") всегда в наших документах означала розницу.
Другими словами, нам еще раз (вслед за подписчиком) предложили оплатить одну из производственных операций УФПС, которая является одним из звеньев единой технологической цепочки, называемой "доставка".
Кстати, за доставку читатель, как правило, платит МАПу с почтой (кому из них сколько - секрет) приличную сумму. Как правило, она составляет 2/3 всей подписной цены, а то и больше.
Хотя бы схематично сопоставим затраты редакции и почты. В каталожной (редакционной) цене заложены и труд лесоруба, и работа бумажного комбината, и закупка бумаги, и затраты редакционного коллектива, и эксплуатация полиграфического оборудования, компьютеры, транспорт, средства связи и оргтехника, типографские расходы, закупка материалов информагентств и компьютерных программ, аренда и содержание помещений...
Местная (почтовая) цена складывается из затрат на проведение подписки, обработку тиража и доставку его до почтового ящика. А, если учесть, что на доставку периодической печати почта получает еще и государственную поддержку (более 3-х миллиардов рублей в год), то вообще возникает вопрос, куда же уходят деньги подписчика, если доставка печати не улучшается, а почтальоны как получали за свою работу копейки, так и получают?! Есть случаи, когда, как свидетельствуют письма читателей, ежедневный "Вятский край" даже в городе Кирове доставляют раз-два в неделю. Что уж говорить о сельской местности?!
Если следовать логике связистов, завтра СМИ могут быть предъявлены счета за погрузку-разгрузку тиража при перевозке его в почтовых вагонах или на автомашинах, переноску газетных пачек от одного транспортера к другому и т.д. Тут, как говорится, все зависит от фантазии работников почтового ведомства. Ведь пришла же им в Кирове мысль - брать с редакций СМИ деньги за въезд автомашины с тиражом на территорию магистрально-сортировочного центра (МСЦ) - по 38 рублей за каждое поднятие шлагбаума. И брали, и счета выписывали. Думаю, согласись мы с такой практикой, сегодня бы уже "в связи с производственной необходимостью" на территории МСЦ было бы установлено 5-10 шлагбаумов, а тарифы были бы предусмотрены не только на въезд, но и на выезд.
Попытка заставить редакции СМИ оплачивать перевозку подписных тиражей так же нелепа, как, предположим, исходящее от нас предложение (если бы можно было представить такое) связистам взять на себя оплату полиграфических услуг или покупку бумаги. И обосновать ведь, если нужно, сумеем: доля прибыли от реализации газеты по подписке у почтовиков выше, чем у газетчиков, а, следовательно, и доходы - в разы. А если учесть, что редакционные миллионы, собранные МАПом с подписчиков, какое-то время (иногда весьма продолжительное) не перечисляются редакциям, а "крутятся" в банках как свои собственные,
то можно предположить: суммы доходов от чужих денег наши деловые партнеры получают нешуточные. Другими словами, и в этом, увы, парадокс ситуации: наш газетный бизнес с экономической точки зрения связистам дает больше прибыли, чем нам.
Мне кажется, что решение проблемы довольно просто.
Вариантов два.
Первый - вернуться к еще незабытой практике прямых договоров СМИ с УФПС на проведение подписки и организацию доставки (де факто почта по-прежнему этим и занимается, поскольку в регионах представителей МАПа не встречалось).
И второй - предложить МАПу рассчитываться с почтой за доставку газет и журналов в том объеме, сколько это реально стоит, чтобы не толкать последних на повторные сборы денег с редакций, с трудом сводящих сегодня концы с концами ( в "ВК", например, в прошлом году прошло вынужденное сокращение кадров на 20 процентов, отменены все виды премий и доплат).
А то, что аппетиты у МАПа не такие уж и скромные, говорит свежий факт. На днях мы отправили в Москву запрашиваемые документы на открытие подписки на первое полугодие 2013 года. И получаем в ответ счет в размере 6106 руб. 50 коп - "за доведение до УФПС информации по подписке". Интересно, каким способом (или транспортом) нужно доставлять информацию от Москвы до Кирова, чтобы она столько стоила?
Вернусь к спорному вопросу, кто должен оплачивать перевозку. Судя по всему, почта свои притязания распространила пока далеко не на все издания - многие мои коллеги-главные редактора из других регионов России сообщают, что о такой проблеме не знают: не достали их еще рублем связисты. Понимаю, что это всего лишь вопрос времени и... арбитражной практики, которая уже нарабатывается. В том числе и при участии "Вятского края". УФПС Кировской области, несмотря на наше принципиальное несогласие, все же числит за нами более чем миллионный долг. Осенью 2010 года почтовики обратились в Арбитражный суд Кировской области с иском о взыскании с нас "долга", но суд в удовлетворении иска отказал, справедливо признав перевозку тиражей до газетно-журнальных узлов (практически - до райцентров) составной частью понятия "доставка", которая оплачена подписчиком. 19 января 2011 года второй апелляционный арбитражный суд, рассмотрев апелляционную жалобу УФПС на это решение, оставил его в силе, а жалобу - без удовлетворения.
Я знаю, что через сложные судебные разбирательства уже прошли: "Калининградская правда", ростовские "Наше время" и "Крестьянин", "Саратовские вести" и ряд других изданий. Но проблема, рожденная в московских кабинетах, не снята, и это наносит серьезный негативный отпечаток на привычно деловые, дружеские и партнерские отношения региональной печатной прессы с почтой.
Сказал бы большее: было бы слишком упрощенно и примитивно считать возникшую ситуацию лишь экономическим спором хозяйствующих субъектов (кое-кто пытается трактовать ее именно так). Вопрос в другом: неужели у нас в стране некому помочь МАПу и высшему почтовому руководству правильно посчитать и распределить собранные у подписчиков деньги, чтобы направить их на реальное улучшение доставки периодической печати? Вот и думаешь: неужели все-таки прав бывший депутат Госдумы РФ Борис Резник, сказав однажды в сердцах: "Эта почта - не для России"?




Вернуться к списку материалов




- Сообщений пока нет -

зарегистрированно участников:
всего: 2852 | инициатив: 99 | экспертов: 340 | онлайн: Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist INSERT DELAYED INTO adv_stats ( external_id , type_id , user_agent , ip , time , request_uri, year, month, day, u_crc, user_id) VALUES ( '548574502', '7', 'CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)', '54.224.121.93', '1498262411', '/materials/frip/wp-id_1835/', '2017','6','24', '766712298', '')Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist SELECT * FROM adv_stats WHERE type_id='7' AND time>=1498262291 and user_id=0 group by u_crc0
Разработка сайта, поддержка
"Московская Интернет Компания"
Карта сайта Написать письмо На главную