Вход для зарегистрированных
Регистрация | Забыли пароль?

Программы взаимодействия



Новые лица

Магомедова М.М.
г. Москва
Самарин К.
г. Москва
Котин В.В.
Ставропольский край
Фалалеева И.Н.
Волгоградская область
Носикова Т.
Ярославская область

ПОЗДРАВЛЯЕМ С РЕГИСТРАЦИЕЙ
на нашем проекте!!!
Надеемся на Ваше активное участие!!!








Гражданин и Армия
«ЖУРНАЛИСТ» Виртуальный
ЭКСПЕРТИЗА ФРИП
Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist INSERT DELAYED INTO adv_stats ( external_id , type_id , user_agent , ip , time , request_uri, year, month, day, u_crc, user_id) VALUES ( '1083', '5', 'CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)', '54.196.53.39', '1493430177', '/materials/frip/wp-id_1083/', '2017','4','29', '3905843108', '')
Законопроект об Интернете: дождались!

Автор / источник: Агентство правовой информации "Человек и Закон" (г. Москва)
Опубликовано: 20 июля '10


Наконец-то появилась первая достоверная информация о содержании давно подготавливаемого сразу тремя рабочими группами и самыми различными ведомствами таинственного проекта ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ИНТЕРНЕТЕ. На практике всё оказалось не так страшно, предлагается уже не рожать отдельный ЗАКОН, а "всего лишь" внести очень существенные изменения и дополнения в Федеральный закон
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»


Текст поправок в «трёхглавый» закон является долгожданным ответом на вызовы современности. Наконец-то отечественный законодатель сформулировал свою позицию по такому важнейшему элементу нашей жизни, каким стал Интернет. В общем разделе указано теперь, что правоотношения регламентируют деятельность при «применении информационных технологий, в том числе при использовании информационной среды глобальных компьютерных сетей».
Дано уточнённое понимание базового понятия информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, а так же мнения о них, независимо от формы их представления.»;
В новой редакции изложено само понятие предмета регулирования:
«глобальные компьютерные сети (сеть Интернет и иные глобальные информационно-коммуникационные сети общего доступа) – информационно-коммуникационная инфраструктура открытого доступа, образующая виртуальную интерактивную информационную среду, в которой в интересах неограниченного круга пользователей обеспечивается глобальный (территориально и юрисдикционно не ограниченный), оборот информации в различных режимах доступа, выраженной в электронно-цифровой форме.»
Отечественный законодатель стал официально использовать новые технические термины сети, сделав их правовыми:
« распространение информации посредством веб-сайта (сайта) – распространение информации на виртуальных интерактивных носителях в информационной среде глобальных компьютерных сетей»;
«пользователь глобальных компьютерных сетей – лицо, получающее доступ к информации и (или) распространяющее информацию с использование глобальных компьютерных сетей;
оператор веб-сайта (сайта) – пользователь глобальных компьютерных сетей, выступающий оператором информационной системы, осуществляющий деятельность по организации, формированию и обновлению содержания информации, размещаемой на веб-сайте (сайте);
оператор доступа к использованию глобальных компьютерных сетей (провайдер) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие на основании заключенных договоров, предусмотренных гражданским законодательством, услуги пользователям по систематическому доступу и распространению информации с использованием глобальных компьютерных сетей.».

Ранее по каждому из этих понятий приходилось привлекать специалистов, либо проводить отдельную экспертизу в конфликтных ситуациях.
Важнейшие положения закреплены теперь в «Главе 2. Основы деятельности в области информации»;
«1. Информация являться объектом правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Передача информации с использованием глобальных компьютерных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации и (или) доступ пользователя к использованию глобальных компьютерных сетей, могут быть ограничены только в судебном порядке и только на условиях, установленных федеральными законами.».

Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий является закономерной неизбежностью. Цели этого регулирования теперь чётко сформулированы в законе. Само вмешательство государства является контролируемым и осуществляется посредством реализации правовых, экономических, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами международного права и международными договорами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для осуществления целей и обеспечения реализации принципов и особенностей регулирования, установленных настоящим Федеральным законом.
В целях поощрения дальнейшего развития новых компьютерных технологий в Закон введена новая «Глава 4. Особенности государственного регулирования и стимулирования развития информационных технологий и деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей

Ст.15 п.5. теперь гласит: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления деятельности с использованием глобальной компьютерной сети, толкуются в пользу пользователей глобальных компьютерных сетей и (или) операторов доступа к использованию глобальных компьютерных сетей».

Статья 16. Устанавливает процедуру дальнейшей верификации профильного законодательства:

1. Нормативный правовой акт, устанавливающий особенности регулирования деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей, признается не соответствующим настоящему Федеральному закону, если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с законодательством права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
2) отменяет или ограничивает права и законные интересы пользователей глобальных компьютерных сетей и (или) операторов доступа к использованию глобальными компьютерными сетями, установленные законодательством;
3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, или изменяет определенное настоящим Федеральным содержание обязанностей пользователей глобальных компьютерных сетей и (или) операторов доступа к использованию глобальных компьютерных сетей, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Федеральным законом;
4) запрещает действия пользователей глобальных компьютерных сетей и (или) операторов доступа к использованию глобальных компьютерных сетей, или иных лиц, разрешенные настоящим Федеральным законом;
5) запрещает действия органов государственной власти российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Федеральным законом;
6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Федеральным законом;
7) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Федеральным законом, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Федеральном законе;
8) иным образом противоречит целям, принципам, общим началам, особенностям и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Федерального закона.
2. Нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Федеральному закону при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
3. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Федеральному закону осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Правительство Российской Федерации, а также иной государственный орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.
Применительно к данной новелле важно дополнительно уточнить, кто именно и в каком конкретном порядке вправе инициировать судебное разбирательство по спорным ситуациям. Предполагается, что это может быть не только юридическое лицо (провайдер), но и любое физическое лицо – пользователь в сети Интернет.

Принципиальным вопросом, который тормозил развитие отечественного правоприменения была проблема особенностей действия информационного законодательства, регулирующего деятельность с использованием глобальных компьютерных сетей во времени, в пространстве и по кругу лиц

Теперь этот вопрос принципиально решён в ст.17:
1. Акты законодательства, регулирующие деятельность с использованием глобальных компьютерных сетей не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта информационного законодательства, устанавливающего особенности регулирования деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Особенности действия во времени договоров гражданско-правового характера, заключенных в сфере использования глобальных компьютерных сетей, регулируются в соответствии с положениями гражданского законодательства.
К отношениям, связанным с использованием глобальных компьютерных сетей, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, положения настоящего пункта не применяются, если иное не предусмотрено законодательством.
3. Течение сроков, в отношениях, связанных с использованием глобальных компьютерных сетей, начинается в 12 часов дня по московскому времени полных суток, следующих за неполными сутками, в течение которых имели место обстоятельства, имеющие юридическое значение, послужившие основанием для начала течения срока. Сроки, в отношениях, связанных с использованием глобальных компьютерных сетей, прекращают течь в 12 часов по московскому времени полных суток, следующих за неполными сутками, в которых имели место обстоятельства, имеющие юридическое значение, послужившие основанием для прекращения течения срока. Положения настоящего пункта о порядке исчисления сроков в отношениях, связанных с использованием глобальных компьютерных сетей, применяются в случаях, когда иное не установлено законом или соглашением сторон.
4. К отношениям, связанным с осуществлением деятельности, с использованием глобальных компьютерных сетей, вне зависимости от физического нахождения и (или) принадлежности технических средств, используемых для осуществления доступа и деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей, применяется законодательство и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, при наличии одного из следующих условий:
1) объектом таких отношений выступает имущество, находящееся (или находившееся на момент начала отношений) на территории Российской Федерации;
2) субъектом (участником) таких отношений выступает:
физическое лицо, гражданин Российской Федерации, состоящий регистрационном учете по месту жительства и (или) по месту пребывания в пределах Российской Федерации;
физическое лицо, иностранный гражданин и (или) лицо без гражданства, получившее в органах внутренних дел Российской Федерации разрешения на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации либо временно пребывающее на территории Российской Федерации и подлежащее регистрации в установленном порядке по месту проживания;
российское юридическое лицо (юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации);
постоянное представительство обладающего гражданской правоспособностью иностранного юридического лица, компании, международной организации и других корпоративных образований, признаваемых таковыми в соответствии с международным правом;
филиал и представительство иностранного юридического лица или международной организации, созданный на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Юридические и физические лица иностранных государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей, наравне с юридическими и физическими лицами Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами.
6. Положения пунктами 4 и 5 настоящей статьи применяются в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации.
7. Лицо, не вправе ссылаться на использование в процессе осуществления своей деятельности глобальных компьютерных сетей, как основание для освобождения от соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Представляется, что теперь отечественным законодателем найдено оптимальное решение, позволяющее осуществлять качественное следствие и эффективное правосудие по данной категории дел.

Общественные организации и правозащитники всегда утверждали, что Интернет это особая саморегулирующаяся среда, которая не приемлет внешнего вмешательства, игнорирующего стихийно складывающиеся нормы поведения самих участников.
Важно, что российский законодатель фактически согласился с этими требованиями и в специальной статье № 18 закрепил принципы «саморегулирования, информационные обычаи (сетевой этикет), аналогия закона и права».

Ст.18 п.1. Саморегулированием в сфере информационных технологий и использования глобальных компьютерных сетей, выступает самостоятельная, добровольная и инициативная деятельность, пользователей глобальных компьютерных сетей и (или) операторов доступа к использованию глобальных компьютерных сетей, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил деятельности, связанной с использованием глобальных компьютерных сетей, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
2. Информационными обычаями признается сложившееся и широко применяемое пользователями глобальных компьютерных сетей и (или) операторами доступа к использованию глобальных компьютерных сетей, правила поведения (сетевого этикета), не предусмотренное законодательством, но не противоречащее основным, установленным в законодательстве Российской Федерации началам публичного правопорядка, вне зависимости от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
3. Положения стандартов и правил саморегулирования, информационные обычаи, сетевой этикет, действуют в части, не противоречащей законодательству.
4. Аналогия закона применяется при регулировании деятельности, осуществляемой с использованием глобальных компьютерных сетей, только к отношениям, основанным на равенстве сторон. При невозможности использования аналогии закона, права и обязанности сторон таких, основанных на равенстве отношений по поводу использования глобальных компьютерных сетей, определяются исходя из требований добросовестности, разумности и справедливости.
Полагаю данную норму весьма прогрессивной. Однако, важно дополнить её указанием на уже созданные и активно действующие общественные структуры (РОЦИТ), куда все правоприменители обязаны обращаться за разъяснениями в спорных ситуациях.
Важно отметить, что законодатель признаёт огромный экономический потенциал новых компьютерных технологий. В связи с этим в статье 20 прописаны особенности регулирования электронной экономической деятельности (экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальных компьютерных сетей)

1. Государственное регулирование электронной экономической деятельности как предпринимательской, а также тесно связанной с ней непредпринимательской деятельности (иной, не запрещенной законом экономической деятельности), с использованием информационных технологий в информационной среде глобальных компьютерных сетей, осуществляется гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных положениями настоящего Федерального закона.
2. Гарантируется свободное использование своих способностей и имущества для осуществления не запрещенной законом электронной экономической деятельности.
3. Использование при осуществлении не запрещенной законом экономической деятельности глобальных компьютерных сетей, не может служить основанием для применения к такому лицу никаких дополнительных обязанностей, разрешительных процедур, мероприятий и (или) процедур контроля, по сравнению с предусмотренными для лиц, не использующих глобальные компьютерные сети при осуществлении экономической деятельности.
4. Не допускается электронная экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
5. Устанавливается добровольный порядок раскрытия информации при осуществлении удаленной торговли (торговой деятельности) с использованием глобальных компьютерных сетей.
Информация размещается на веб-сайте, используемом для осуществления электронной экономической деятельности в глобальных компьютерных сетях, в форме и формате, максимально удобных для ее восприятия пользователями глобальных компьютерных сетей.
Такой перспективный подход даёт надежду на скорейшее создание мощного экономического базиса для отечественного бизнеса в сфере Интернета.

Законодатель разрешил вопрос о презумпции вины в сети Интернет:
«По общему правилу ответственность за соответствие распространяемой информации требованиям закона несет лицо, непосредственно распространяющее такую информацию»;
« Оператор доступа к использованию глобальных компьютерных сетей не несет ответственность за соответствие распространяемой пользователями информации требованиям закона.
Пользователь глобальных компьютерных сетей, освобождается от ответственности за распространение не соответствующей закону информации, размещенной на сайте, оператором которого он выступает в случаях, когда в такая информация распространяется без его ведома или против его воли, либо была размещена другим лицом, с нарушением требований законодательства или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Положения настоящей статьи применяется к пользователям глобальных компьютерных сетей, выступающих операторами веб-сайтов, зарегистрированных в установленном порядке в качестве средств массовой информации, с учетом положений главы VII Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации».».
Такой подход вполне согласуется с ожиданиями нашего Интернет-сообщества. Поэтому принятие данного законопроекта в целом можно приветствовать. Необходимо резко оспорить утверждения в пояснительных записках к законопроекту о том, что внедрения данного закона не потребует никаких финансовых затрат. Для качественного его применения необходимы существенные усилия по существенному повышению уровня квалификации всех правоприменительных структур и судов, развитие сети экспертных центров, поддержку профильных общественных структур. Высказанные замечания без труда могут быть устранены в ходе обсуждения в Государственной Думе. Теперь уже на осенней сессии.




Вернуться к списку материалов



Поступившие сообщения
Светлана Потаповна Шарихина, Приморский край (26 Июля 2010 в 12:05:00)

Ну, как говорится и хорошо, что не утяжелили и не обрезали права хоть в Интернете
Нина Омельченко, Ростовская область (26 Июля 2010 в 14:58:20)

Необходимо предусмотреть финансовые затраты на 2010 год при внедрении данного закона, а в дальнейшем предусматривать финансовые расходы на последующие годы, так как активно идет процесс "освоения Интернета" всеми возрастными группами населения России. В России нет социальной службы по предоставлению доступа в Интернет малоимущим гражданам и гражданам с ограниченными возможностями (инвалидам), а также не созданы муниципальные сервисные компьютерные центры помощи всем возрастным группам населения. Служба компьютерных услуг населению в России, на мой взгляд, создана только Почтой России, компьютерными пунктами-кафе, где не учитывается социальный статус гражданина. Одними НКО и прочими общественными организациями проблему доступа граждан России в Интернет не возможно решить. Низкий уровень жизни в России, особенно в провинции, не позволяет гражданам приобрести ПК и иметь доступ в Интернет.
Нина Омельченко, Ростовская область (26 Июля 2010 в 15:08:59)

Возможно необходимо внести изменения в Федеральный закон №8-ФЗ от 09.02.2009 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" с тем, чтобы все муниципальные образования имели свои муниципальные интернет-сайты, а также предоставляли своим гражданам современные информационно-коммуникационные услуги.
Александр Иванович Акопов, Ростовская область (27 Июля 2010 в 03:06:03)

Несмотря на очень квалифицированный текст комментария, очень трудно что-то анализировать не имея под рукой весь текст Закона. То, что это не отдельный закон, а измененный закон об информации, неважно, главное, чтобы там было учтено всё. Лично у меня скептическое отношение к этому, действительно долгожданному событию исключительно по причине неконтролируемости правоприменения со стороны общественности, в том числе частных лиц.
Прежде всего, чем гарантируется право на конфиденциальность информации и ответственность за ее нарушение? Почему гражданин не имеет право приобрести доменное имя в собственность, а только брать его в аренду? Причем только на один год, задержка с оплатой домена даже на один день, может привести сразу к закрытию сайта. Получается, что московские хозяева могут прихлопнуть неугодного владельца в любое время, не продлив договор аренды... Вопросы без ответов, которых уйма. А проект на всеобщее обсуждение не выносится. Во всяком случае, пока. А это необходимо, причем не только в Интернете, на многих популярных сайтах, но и в других СМИ.
Петр Михайлович Королев, Коми-Пермяцкий автономный округ (27 Июля 2010 в 12:25:28)

Интернет по определению то, что между сетями, между сетей. Сети, различные юрисдикции, национальные и/или международные, к интернету отношения не имеют. Если уж каким-то образом право приспосабливать в качестве интрумента регулирования и управления информационными потоками, то нужно и правовые механизмы подвергнуть процедуре, грубо говоря, программирования, подстройки под существующий в интернете софтмассив.
Мне представляется, что продуктом этой подогнки права под интернет удет не текст в форме преамбулы, разделов, статей и пр., а нечто иное (оболочечное).
А так, что-то там законодатели делают, толку и смысла в этом делании (относительно правового регулирования интернета) не наблюдается.

зарегистрированно участников:
всего: 2852 | инициатив: 99 | экспертов: 340 | онлайн: Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist INSERT DELAYED INTO adv_stats ( external_id , type_id , user_agent , ip , time , request_uri, year, month, day, u_crc, user_id) VALUES ( '3205100974', '7', 'CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)', '54.196.53.39', '1493430177', '/materials/frip/wp-id_1083/', '2017','4','29', '3905843108', '')Table 'experts4cs.adv_stats' doesn't exist SELECT * FROM adv_stats WHERE type_id='7' AND time>=1493430057 and user_id=0 group by u_crc0
Разработка сайта, поддержка
"Московская Интернет Компания"
Карта сайта Написать письмо На главную